Литературные вечера были одной из форм просветительской работы, получившей большое распространение в Вятской губернии в 1860е гг. По подсчетам историка В. Д. Сергеева в 1862 г. в губернии прошло 20 литературных вечеров, в 1863 г. 12. На первом месте стояла Вятка, за ней следовала Елабуга, первенству которой среди уездных городов, несомненно, способствовала близость Казани. Не меньший, если не больший интерес вызывали вечера в уездных городах и селах. Так, в Николаевском приходском училище с. Икского Устья Елабужского уезда Вятской губернии на литературный вечер, состоявшийся в воскресенье 15 декабря 1863 г., собрались и жители села. 0рганизатором вечера был учитель В.Ф. Кудрявцев, ставший активным участником аналогичных вечеров, еще будучи учащимся Вятской духовной семинарии. При открытии литературного вечера он обратил внимание жителей села на то, что подобные вечера «принесут пользу населению, ознакомив его с тем, что ему было неизвестно, и отвлекут его от питейных домов, где крестьяне ищут удовольствий в веселой пирушке».
Беседы были разнообразны по содержанию и предназначению. В подготовке к ним большую роль играли книги и периодические издания. Увлечение слушанием свидетельствовало о пробудившемся у малообразованных людей стремлении к приобретению знаний. На этом литературном вечере В. Ф. Кудрявцев выступил с речами на темы: «0 народном здравии, чистоте и опрятности», «0 войне 1812 года». Эти темы были ему знакомы с детства. Характерными особенностями духовной атмосферы родительского дома была глубокая религиозность, верность монархическим традициям, патриотизм, связанный с семейными воспоминаниями о войне. Известно, что его отец во время 0течественной войны 1812 г. служил в Казанском ополчении, затем продолжил службу дьяконом. Речь В. Кудрявцева отличалась эмоциональной патетикой, заботой о нравственном здоровье молодого поколения. Программа литературного вечера включала выступления законоучителя М.П. Ардашева «0 мученической смерти о. Канасевича»; священника Икского «0 том, почему надо знать землю и как узнать ее», стихотворения и басни в исполнении учеников училища. Публичные выступления учителей по случаю юбилейных и памятных дат были традиционными, а в 1860е гг. речи преподавателей являлись также важным средством пропаганды просветительских идей. Некоторые из них известны благодаря публикациям в «Вятских губернских ведомостях».