Цитокиновая сеть является саморегулирующей системой, нарушение которой приводит к избыточному или недостаточному синтезу определяемых цитокинов, что в свою очередь может вызвать развитие разнообразных патологических процессов, составляющих основу широкого спектра заболеваний человека. Провоспалительные цитокины оказывают влияние практически на все органы и системы организма, участвующие в регуляции системы гомеостаза (Степченко М.А., 2007; Демьянов А.В., 2003). Вместе с тем, роль изменений цитокинового статуса в формировании и прогредиентном течении профессиональных нейроинтоксикаций является не изученной.
В предыдущих исследованиях нами показано, что развитие профессиональных нейроинтоксикаций (хроническая ртутная интоксикация, токсическая энцефалопатия в отдаленном периоде интоксикации комплексом токсических веществ) характеризуется прогредиентным течением, сопровождается нарушением системного иммунитета. Общей закономерностью развития иммунопатологического процесса является нарушение процессов активации лимфоцитов (снижение содержания в периферической крови СD3, CD4, CD8, CD16 и увеличение CD25, CD95, HLA-DR). Заслуживает внимания тот факт, что у стажированных рабочих "группа риска" также наблюдается возрастание (хотя менее выраженное по сравнению с рабочими с нейроинтоксикацией) лимфоцитов, несущих CD95 и HLA-DR. По-видимому, не исключено, что повышение плотности их на лимфоцитах обусловливает аномально высокую чувствительность к антигенам собственных тканей и производственной среды. Доказана вовлеченность и аутоиммунных процессов в развитие профессиональных поражений нервной системы у работающих (Бодиенкова Г.М., 2009). К настоящему моменту многими авторами при ряде заболеваний ЦНС показана важная роль в запуске воспалительных и аутоиммунных реакций сенсибилизированных к мозговым антигенам Т-лимфоцитов и синтезируемых ими цитокинов, факторов некроза опухоли, интерферонов (Абдурасулова И.Н., 2003). Известно, что регуляция иммунных и воспалительных реакций осуществляется с помощью цитокинов, которые с одной стороны выполняют защитные функции, а с другой - участвуют в патогенезе различных заболеваний. Целью исследования явилось изучение роли нарушений цитокиновой регуляции в формировании профессиональных поражений нервной системы у работающих.
Проведено лабораторно-иммунологическое обследование 133 мужчин работающих, на производстве "Саянскхимпласт" в условиях воздействия ртути, 185 мужчин в производстве винилхлорида и 195 мужчин, работающих в производстве эпихлоргидрина на предприятии "УсольеХимпром". В том числе, 63 рабочих со стажем работы в контакте с ртутью более 10 лет и/или наличием изменений в психоэмоциональной сфере и/или неврологических расстройств установленных врачами клиники института в ходе медицинского осмотра ("группа риска"). Средний возраст обследуемых - 45,2±0,9 лет, стаж 17,8±0,9 лет. Также обследованы 9 пациентов с впервые установленной хронической ртутной интоксикацией (возраст - 45,8±2,9 лет, стаж - 15,7±1,7 лет) и 36 пациентов в отдаленном периоде профессиональной хронической ртутной интоксикации, которые ранее работали в контакте с ртутью. В клинической картине пациентов указанной группы (возраст - 49,2±1,2 лет, стаж - 14,7±1,1) доминирует энцефалопатия, основным проявлением которой являются психические расстройства. В качестве группы сравнения были взяты 47 человек, это здоровые работающие, которые не имеют контакт с веществами нейротропного действия.
Содержание в сыворотке крови IL-1β, IL-2, IL-6, IL-4, TNFα, INFγ определяли методом иммуноферментного анализа с использованием тест-систем НПО "Протеиновый контур" (г.Санкт-Петербург).
В результате исследований установлено
выраженное усиление продукции провоспалительного IL-1β у работающих в контакте
с ртутью в 3,6 раз, эпихлоргидрином - в 9,96 раза, винилхлоридом - в 5,5 раз
относительно группы контроля. Средний уровень IL-6 имел тенденцию к возрастанию
у работающих в условиях воздействия хлорированных углеводородов. При этом
установлены разнонаправленные изменения сывороточных концентрации TNFα. У работающих
в контакте с винилхлоридом наблюдалось усиление продукции, в то время как у
работающих при сочетанном воздействии хлорированных углеводородов - его
выраженное достоверное снижение. Что касается противовоспалительных цитокинов,
то, ожидаемого компенсаторного усиления продукции IL-4, не наблюдалось. Следует
учесть, что IL-4 принимает участие в ограничении воспалительного ответа,
подавляя секрецию провоспалительных цитокинов и регулируя, таким образом,
тяжесть повреждения тканей. Особого внимания заслуживает факт, достоверного
снижения INFγ во всех группах обследуемых относительно группы контроля. Причем
наиболее выраженное снижение отмечено у работающих в производстве винилхлорида.
Наблюдаемое снижение INFγ на фоне повышенной продукции провоспалительных цитокинов
может способствовать иммунологической гипосупрессии. Анализ средних значений сывороточных концентраций цитокинов у работающих
показал провоспалительную направленность изменений различной степени
выраженности указанных показателей вне зависимости от воздействующего фактора.
Изучение изменений цитокинового баланса в зависимости от стадии течения
патологического процесса позволило установить, что развитие профессиональных
поражений нервной системы сопровождалось изменением динамики и взаимосвязи провоспалительных
и противовоспалительных цитокинов. У работающих с начальными проявлениями
нейроинтоксикации от воздействия ртути (вегетативная дисфункция, астенические
расстройства и их сочетание) выявлено достоверное возрастание содержания
провоспалительных цитокинов:
IL-1β (до 225,21±103,8 пг/мл против
1,15±0,36
пг/мл в контроле; р=0,0001), IL-2 (до 117,6±68,7 пг/мл против 17,5±2,6
пг/мл в контроле; р=0,001) и ярко выраженная тенденция к увеличению
сывороточных концентраций IL-6 (до 21,4±10,2 пг/мл против 1,6±0,35
пг/мл в контроле; р=0,8) и TNFα (до 92,8±54,3 пг/мл против 2,45±0,9 пг/мл в
контроле; p=0,2). У пациентов с впервые выявленной нейроинтоксикацией отмечена
тенденция к снижению провоспалительных цитокинов (IL-6, IL-2, IL-1β). Вместе с
тем уровень TNFα продолжает возрастать. Содержание его у пациентов с впервые
установленной хронической ртутной интоксикацией составила 129,8±68,3 пг/мл
(р=0,005). С нарастанием тяжести патологического процесса выявлена тенденция к
снижению IL-2 (до 98,3±22,3 пг/мл; р=0,1), IL-6 (до 5,03±2,4 пг/мл; р=0,8) и TNFα
(до 63,3±25,4
пг/мл; р=0,5) относительно лиц с начальными проявлениями нейроинтоксикации и
впервые установленной хронической ртутной интоксикацией. Обращает на себя
внимание снижение более чем в 2 раза противовоспалительного IL-4 до 27,07±6,20
пг/мл относительно группы работающих с начальными проявлениями
нейроинтоксикации.
Таким образом, у здоровых работающих в процессах иммунорегуляции вне зависимости от воздействующего нейротропного фактора (паров металлической ртути и хлорированных углеводородов) превалируют провоспалительные реакции различной степени выраженности. Гиперпродукция IL-1β, IL-2, TNFα на ранних этапах развития профессиональной нейроинтоксикации свидетельствует о напряжении компенсаторно-приспособительных механизмов. В процессе развития профессиональных поражений нервной системы меняется динамика и взаимосвязь про- и противовоспалительных цитокинов. Снижение сывороточных концентраций указанных цитокинов с нарастанием тяжести клинических проявлений свидетельствует о дисрегуляции в системе иммунитета, что, по-видимому, способствует поддержанию патологического процесса и прогредиентному течению нейроинтоксикации. Выявленные изменения цитокинового профиля у здоровых работающих и пациентов с различной степенью выраженности профессиональной нейроинтоксикации подтверждают важную роль про- и противовоспалительных цитокинов в патогенезе хронической ртутной интоксикации.