В данной работе рассматриваются сервисы дистанционного обучения, которые реализованы на сайте Института дистанционного обучения, входящего в состав Нижегородского государственного лингвистического университета. Web-сайт Института дистанционного обучения www.vlunn.ru включает разнообразные функциональные ресурсы - анкетирование преподавателей, тестирование учащихся по отдельным дисциплинам, общение на форуме и необходимую авторизацию при работе учащихся и преподавателей с разделами сайта.
АнкетированиеЗаполнение электронной анкеты учащимися позволяет взглянуть на преподавателей глазами студентов. В нашем институте несколько лет назад подобное анкетирование проводилось в бумажном варианте, что требовало заметных временных затрат при подготовке, проведении анкетирования и при обработке результатов.
Структуру анкеты электронной анкеты можно условно разделить на две части. Элементы верхней части (рис. 1) позволяют студентам выставлять оценки преподавателям (принимается пятибалльная шкала - от единицы до пяти) по следующим категориям:
качество представления учебного материала на занятиях;
обеспеченность дисциплины учебниками;
готовность оказывать помощь студенту в учебное и не учебное время;
уважение и забота о студенте;
поддержание интереса к материалу, изучаемому на занятиях.
Другая часть анкеты предлагает учащимся внести свои непосредственные рекомендации в плане улучшения того или иного курса. Здесь мы ограничились двумя категориями:
Какие личные и профессиональные качества преподавателя способствуют или не способствуют успешному освоению учебной дисциплины?
Дополнительные замечания и пожелания.
Внешний вид страницы с данной формой в окне браузера представлен на рис. 1. Информация, указанная в полях анкеты, в дальнейшем обрабатывается PHP-скриптом на сервере и результат заносится в базу данных.
Для просмотра сотрудниками деканата результатов анкетирования был разработан набор скриптов, которые позволяют просмотреть сводную статистику - средние баллы набранные преподавателями по каждой категории. На рис. 2 представлена страница с примером отчета по нескольким преподавателям.
ТестированиеВажный функциональный ресурс нашего сайта - организация тестирования по изучаемым дисциплинам. Для начала преподавателю требуется подготовить тесты по дисциплинам в определенном формате. Реализация системы тестирования основана на том, что тесты по каждой дисциплине располагаются в отдельном текстовом файле строго фиксированного формата. Для иллюстрации на рис. 3 приведен фрагмент файла с тестами по истории.
Рис. 1
Рис. 2
Любой файл с тестами состоит из набора строк, которые разделяются на блоки. Структура блока выглядит следующим образом:
строка с вопросом;
четыре строки с четырьмя вариантами ответов;
строка с номером правильного ответа.
Таким образом, каждый блок состоит из шести строк. После очередного блока сразу размещается следующий.
Разрабатываемая система тестирования производит автоматические действия:
регистрацию тестируемых учащихся;
хранение информации о дисциплинах, по которым можно сдать тесты;
фиксацию результатов тестирования.
Рис. 3
Перед началом тестирования учащийся обязан пройти авторизацию. Для этого от пользователя требуется ввести фамилию с инициалами и пароль (рис. 4).
Рис. 4
После завершения ответов на вопросы учащийся может увидеть на экране свой результат (рис. 5). При этом данные баллы также фиксируются в базе данных для последующего просмотра преподавателем.
Рис. 5
Для просмотра результатов тестирования были разработаны два скрипта. Один обеспечивает форму для выбора интересующей дисциплины (рис. 6), а второй реализует просмотр результатов (рис. 7).
Рис. 6
.
Рис. 7
Если в целом оценить итоги дистанционного обучения в Нижегородском государственном лингвистическом университете, то их следует признать весьма успешными. Так, за два года в течении которых рассматриваемый ресурс функционирет обучение по различным дистанционным программа прошло более 2000 человек. Фактически любая дисциплипна только выигрывает от разумного сочетания дистанционных разделов и аудиторных занятий.