Субъекты маркетинга являются открытыми системами, что для маркетинга в образовании выражено в значительно большей степени, чем в большинстве других сфер его применения. Это находит свое выражение в ряде принципов реализации маркетингового подхода.
Заключаемые новая сделка, контракт, должны приносить прибыль или другие блага не только их участникам, но и обществу в целом. В цель маркетинга при этом включается социально значимый внешний эффект. Такой эффект образовательных сделок - повышение уровня образованности населения, следующий за этим рост благосостояния, снижение социальной напряженности и др.
В быстро меняющейся среде образовательное учреждение не может пассивно следовать за изменениями, иначе оно станет неконкурентоспособным. Скорость изменения вуза (ассортимента услуг, качества, и др.) должна опережать изменения внешней среды. Достигая внешнего эффекта для общества от своих сделок, открытый маркетинг нацеливает стратегию вуза на активное использование этого внешнего эффекта самим образовательным учреждением. Внешний эффект превращается во внутренний не только опосредованно (через повышение престижа учреждения), но и непосредственно - благодаря формированию, в результате оказания образовательной услуги дополнительного спроса на нее, следующих уровней, а также через вовлечение выпускников вуза в образовательный процесс, через налаживание с их помощью новых деловых связей образовательного учреждения со сторонними для него организациями, фирмами.
Открытый маркетинг базируется на общем, что есть у участников в понимании заключаемой сделки. Многое зависит от знания партнерами друг друга и понимания ими характерных для каждого из них ценностей, целей, приемлемых средств их достижения. Такое общее понимание предполагает заботу об обоюдной выгодности сделки для всех партнеров. Это и выступает гарантией стабильности рыночного положения и поступления новых прибылей, роста благосостояния партнеров. Подобные гарантии особенно важны в такой сфере долгосрочных инвестиций, как образовательные услуги.
В открытых системах, особенно с активным информационным обменом, с долгосрочными и крупными капиталовложениям, конкуренция ограничена по своим возможностям, позитивному эффекту и неизбежно дополняется как сосуществованием, так и обоюдополезным взаимодействием конкурирующих систем. В открытом маркетинге взаимодействие участников рынка образовательных услуг опирается на положение о том, что ограничение взаимоотношений с конкурентами только соперничеством бесперспективно.