Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Темпы роста и изменения нашей цивилизации нарастают практически по экспоненте. Но помимо технологического прогресса на человечество обрушились цунами информационного изобилия. Объять, отследить и переработать эти объёмы становится невозможно. Клиповое мышление, пропускание через себя значительного количества информации без критической обработки, без проникновения в суть вещей, без затрагивания интересов и внутреннего мира человека приводит к тому, что наступает элементарная перегрузка нервной системы. И сколько бы не говорили, что у человека работает только малая часть мозга, на самом деле, может быть, если объём и большой, зато скорость поступления и переработки информации не бесконечны. Сознание, да и подсознание, захлёбываются от избытка сведений лавинообразно поступающих со всех сторон. В результате мы имеем обучающихся, которые нуждаются в каких-то особых методах привлечения их внимания к получению знаний. Внимание необходимо остановить и «зацепить» какими-то интересными и значимыми вопросами. Так, например, это может быть поиск неточностей и ошибок, благо сегодняшняя неряшливая устная и письменная речь изобилует достаточным количеством примеров. Вторая сторона данного предложения состоит в том, что обучаемый всегда должен уметь после конструктивной критики предложить свое авторское решение проблемы. При этом авторство может заключаться отнюдь не в самой новаторской идее, а в путях её реализации, рекламирования или простого логического обоснования и рассуждения. Обучающиеся должны почувствовать «вкус» работы наблюдателя и исследователя, всегда скрупулёзно разбирающихся в своём деле. Приучая учеников внимательно относиться к рассматриваемому материалу, мы создаём прецедент заинтересованного отношения изучаемому предмету.

Тексты (и другие материалы) для работы с обучающимися педагог может не только подобрать к данному занятию, но и составить сам, при этом соблюдая ряд определённых правил:

1). Тексты, предназначенные для восприятия на слух, должны содержать небольшое количество ошибок (I уровень). В данном случае производится как тренировка внимания, так и укрепление памяти. Если текст будет выдан учащимся в письменном виде, то количество ошибок в нём можно немного увеличить. При этом учитель должен учитывать специфику данного рода деятельности. То есть, необходимо учитывать, что ошибки, воспринятые в зрительном виде, могут зафиксироваться в памяти отдельных школьников с ещё не сформировавшимся критическим мышлением. В таком случае лучше использовать задания, где учащимся необходимо разобраться с содержанием текста или сравниваемых текстов и на их основе представить своё видение ответа. Очень хорошо, если построение правильного ответа может быть выполнено с какими-либо вариациями, чтобы уже со школьной скамьи ученик усвоил простую житейскую истину, что не всегда существует только один-единственный абсолютно верный ответ. Это связано с тем, что встречаются учащиеся, а порой, даже целые классные коллективы, где дети перестраховываются, переспрашивают и консультируются у учителя по каждой мелочи, даже зная правильные действия, решения или ответы.

Если текст (II уровень) предназначен для предъявления его в письменном виде, то на количество ошибок в нём (как и на сам объём), вряд ли, стоит накладывать ограничения. Такие тексты лучше применять в оформлении стендов или при проведении каких-либо мероприятий, чтобы учащиеся могли поработать над информацией дома, выясняя, уточняя и обсуждая между собой необходимые сведения. Этим будут, естественно, заниматься ученики, у которых уже сложились навыки работы с учебной и справочной литературой, поэтому они настороженно отнесутся к каждому слову исследуемого текста.

2). В текстах, воспринимаемых на слух, можно порекомендовать, где это целесообразно, соблюдать порядок изложения материала в учебнике. При таком построении будет легче вспоминать в процессе обсуждения замеченные расхождения с теми знаниями, которые уже сформировались по данному вопросу.

3). Возможно, что часть текста будет выполнять не образовательные задачи, а воспитательные.

4). Анализу может быть подвергнут также стиль рассказа. Например, тавтология, нарушения логики в излагаемом материале, неверное использование научной терминологии, речевые ошибки и т. д. Такие тексты могут быть необходимы для того, чтобы ученики увидели на примере чужих ошибок, как должен быть выстроен правильный ответ в идеале. Конечно, учитель может вести такую работу во время текущих ответов учеников. Но как привлечь к этому внимание одноклассников, не мешая отвечающему, ведь, полностью устный ответ воспроизвести в том же виде, обычно (без записи), нереально? Поэтому письменный рассказ, обсуждаемый с классом, поможет и учителю в его работе с детьми и самим ученикам при построении своих ответов.

5). В качестве исследуемых текстов могут использоваться параллельные цитаты из учебников различных авторов с целью выявления или самостоятельного составления наиболее оптимального варианта ответа по рассматриваемому вопросу.

Самостоятельный поиск информации

Данный вид деятельности предполагает самостоятельную работу обучающихся по поиску и обнаружению ошибок в научно-популярных статьях, книгах, передачах, сведениях из Интернета и т.п. К сожалению, вал массовой продукции СМИ даёт такую возможность. А так как современной системой образования выдвигается требование к умениям ученика, а в последствии уже взрослого человека, самостоятельно добывать информацию, то в этом случае на первый план выходит не только умение найти информацию и воспринять её, но и критически оценить, как сам источник полученной информации, так и её достоверность, то есть соответствие научно-обоснованным теориям. Человек должен научиться, насколько это возможно, отличать гипотезу от научной теории, предположения от утверждений, науку от наукообразия. А это, порой, не так уж и просто.

Правда, умение правильно воспринимать информацию, то есть обращать внимание на происхождение первоисточника (учебник или газета для широкой публики), авторство (то есть в какой области автор является специалистом) - это только половина дела. Ученик должен перенести данный опыт и на рассмотрение результатов своей деятельности: насколько правдоподобные результаты он получил при выполнении лабораторной работы или при вычислении ответа какой-либо задачи.

Кроме того, нужно приучать ученика не только к критическому стилю мышления, но к поиску путей решения возникшей проблемы. Он должен уметь, насколько это возможно, искать ответы на вопросы: «А что предлагаешь ты? А как должен выглядеть правильный вариант?» Таким образом, мы имеем возможность влиять на развитие самостоятельности мышления наших учеников, их способность рассуждать логически, вначале следуя ходу чужой мысли, при этом, соглашаясь или не соглашаясь с ней, а затем, если это необходимо, предлагать свои решения или же хотя бы просто высказывать свои обоснованные мнения и суждения.

Так выглядит один из вариантов обучения, с помощью которого современная система образования имеет возможность помочь школьнику (или студенту) научиться ориентироваться в мире стремительно нарастающей и меняющейся информации. Хотя, впрочем, эти навыки нужны всему обществу, так как мы все в одночасье оказались в новом мире, информационном.