В настоящее время в России, по существу, сложилось два альтернативных подхода к реформированию естественных монополий. Сторонники первого считают наличие конкуренции не только главным условием, но и критерием эффективности функционирования всей экономики. Приверженцы второго подхода не отрицают положительного эффекта от распространения конкуренции, но считают необходимым оценивать конкретную величину подобного эффекта в сопоставлении ее с величиной неизбежных в таких случаях трансформационных издержек.
Во-первых, для того, чтобы изменить организационную структуру «Газпрома» и вывести из него какие-либо активы, исполнительной власти придется нарушить существующее правовое поле.
Во-вторых, при существующих российских макроэкономических реалиях, радикальная реформа «Газпрома» вредна. От того, что «Газпром» - это 25% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, 10% валютных поступлений в РФ от экспорта, 6% ВВП и 8% от общего объема промышленного производства, никуда не деться.
В-третьих, правительство РФ заметно дистанцировалось от МВФ, отказавшись от традиционного подписания с Фондом годовой программы сотрудничества.
Постоянно растущие финансовые потребности на фоне падения добычи - это сегодня основное слабое место «Газпрома».
Основные проблемы, связанные с деятельностью ЕМ в России можно разбить на две основные группы: теоретические и практические. Актуальные теоретические проблемы:
- Это отсутствие четкого определения ЕМ как структуры рынка и субъекта хозяйственной деятельности;
- Отсутствие методов и опыта идентификации ЕМ, адаптированных к российским условиям;
- Недостаточная теоретическая обоснованность форм и методов ГР ЕМ.
К первоочередным и наиболее актуальным практическим проблемам оптимизации деятельности ЕМ на примере ОАО «Газпром» можно отнести:
- Преодоление негативных последствий вступления основных нефтегазовых провинций в стадию падающей добычи, ресурсосбережения и углубленная переработка сырья;
- Оптимизация маркетинговой стратегии и освоение новых рынков сбыта (газовый рынок Юго-Восточной Азии);
- Поэтапная оптимизация цен на газ.