В предлагаемой работе представлен синергетический подход к управлению образовательными учреждениями. Этот подход рассматривает функционирование вузов, как самоорганизующихся систем и базируется на трехпараметрической модели Лоренца. В качестве объекта исследования модели выступает образовательное учреждение, состоящее из большого числа взаимодействующих подсистем и процессов. В роли параметра порядка системы выступает функция избыточного спроса на абитуриентов и выпускников вуза. При этом среди всех факторов спроса выделяются фактор качества образовательной услуги и фактор «продажной» цены образовательной услуги. Последний фактор спроса является ключевым элементом для негосударственных вузов, где основа финансирования - оплата обучения. В роли второго параметра, характеризующего производственную деятельность вуза, его взаимодействие с внешней средой (ресурсами), выступает производственная функция. При этом для упрощения, продуктом вуза считаются только образовательные услуги Наконец, третьим параметром модели выступает управляющий параметр, изменение которого приводит к самоорганизации системы. Управляющий параметр равен отношению модулей векторов факторов предложений и спроса и отражает «покупательную способность» внешних и внутренних потребителей.
Приведены уравнения модели и проанализированы решения этих уравнений. Решения показывают, при каких условиях синергетическая образовательная система, описываемая уравнениями модели Лоренца при различных приближениях переходит из состояния неэффективного (отсутствие избыточного спроса) в состояние эффективного функционирования с устойчивым спросом на образовательные услуги со стороны внешних и внутренних потребителей. Приведены фазовые портреты исследуемых режимов и аттракторы, характеризующие эффективные режимы, к которым стягиваются экономические траектории развития вуза с различными начальными условиями.
Работа представлена на II всероссийскую научную конференцию «Современные проблемы науки и образования», г. Москва, 14-16 мая 2007 г. Поступила в редакцию 03.05.2007.