Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

Наиболее значимые проблемы социализации личности инициированы профессиональным становлением, являющимся процессом, динамическим, обусловленным не только формированием компетенций, но и возможностью развития деструктивных изменений личности, эксплицированных рядом исследователей как профессиональные деформации. Согласно современным представлениям, развитие профессиональных деформаций определяется многими факторами: разнонаправленными онтогенетическими изменениями, возрастной динамикой, содержанием профессии, социальной средой, жизненно важными событиями и случайными моментами.

Рабочей гипотезой нашего исследования явилась оценка социально-профессиональных компетенций врача в контексте соответствия врачей модельных групп полученному инварианту профессионально значимых личностных качеств.

Компаративный анализ показателей приоритетных модулей профессионально значимых личностных качеств в модельных группах врачей позволил выделить ряд профессиональных социально-психологических деформаций для рассматриваемого профессионального поля, представленных группами:

1.Общепрофессиональные: авторитарность, коммуникативный комплекс, профессиональная индифферентность, профессиональный догматизм, социальное лицемерие.

2. Специальные: доминантность и консерватизм - для терапевтов, ролевой экспансионизм - для врачей-руководителей.

Дальнейшие исследования показали, что детерминирующие факторы профессиональной дезадаптации, в различных ее проявлениях, инициируются на додипломной стадии профессионализации. Для терапевтов наиболее профессионально значимыми являются проблемы формирования коммуникативных качеств, для хирургов - аттенционных и мыслительных качеств. Общей негативной тенденцией следует отметить низкий уровень развития нравственно-эмпатийных личностных свойств будущих врачей.

Экспликация социально-психологических детерминант профессиональных деформаций личности на додипломной стадии свидетельствует о необходимости непрерывного мониторинга профессиональной деятельности с целью оптимизации выбора профессионального поля, диспозиционного влияния на формирование мотивационно-потребностной сферы, коррекций социально-психологических девиаций.