В настоящее время на локальных рынках образовательных услуг (ЛРОУ) преобладает острое соперничество высших учебных заведений. Конкуренция является основным механизмом, который, определяет направленность, структуру и качество деятельности образовательных учреждений, однако позитивное воздействие этого механизма возможно только при наличии определенных условий: достаточно стабильном общественном развитии, четко обозначенных государством правилах игры для субъектов образовательного рынка, выполнении государством взятых на себя обязательств. Неразработанность высшими учебными заведениями и их структурными подразделениями маркетинговой политики на ЛРОУ является еще одной особенностью данного рынка. Главное назначение маркетинга - обеспечить устойчивый поток потребителей производимых товаров, работ, услуг. Нет потребителя - нет предпринимателя, в этой краткой форме сосредоточена суть бизнеса - любой целенаправленной деятельности, направленной на извлечение прибыли. С действием этого основного закона рыночной экономики мы сталкиваемся воочию в своей повседневной жизни: от приобретения товаров повседневного спроса до получения услуг - транспортных, жилищно-коммунальных, медицинских, образовательных, а также многих других.
Предпринятые исследования теоретико-методологических подходов к организации маркетинговой деятельности в образовательной сфере показывают, что теория и практика маркетинга в сфере образования только зарождается в России. По мнению авторов, доминирующая концепция маркетинга или концепция ориентации на продажи не позволяют образовательным учреждениям успешно развиваться в условиях рынка, поскольку не ориентированы на необходимость сочетания интереса потребителей, производителей образовательных услуг и общества в целом, что на наш взгляд, является в современных условиях важнейшим фактором развития учреждений высшего профессионального образования в конкретной социально экономической среде. Приоритетной должна стать концепция социально-ответственного маркетинга, согласно которой приращение ценности человека как личности, для самого себя и как члена группы, как работника.