Определяя цели и результаты образования человека, исследователи в последние десятилетия все большее внимание уделяют единству мотивационно - когнитивных и поведенческих компонентов в структуре личности выпускника. Наиболее емким понятием, отражающим это единство, оказались понятия «компетентность» и «компетенция» [4].
Проблема постоянного совершенствования модели выпускника любой специальности актуальна уже в силу стремления образовательной системы удовлетворять требованиям динамичного общества. Значимым аспектом новизны и актуальности этой проблемы выступает Болонский процесс, и присоединение к нему России определяет необходимость перехода на общий язык, где ключевая категория - это «компетенция/компетентность» выпускника.
Поэтому в рамках реализации проекта «Модель выпускника вуза в рамках компетентностного подхода к целям и результатам ВПО» мы поставили перед собой следующие задачи:
- обосновать методологию построения модели выпускника в рамках компетентностного подхода к определению целей и результатов высшего образования;
- разработать и апробировать в эмпирическом исследовании методику изучения требований к профессиональной деятельности современного специалиста социолога;
- построить модель выпускника специальности «Социолог. Преподаватель социологии», основным элементом которой будет выступать компетентность.
Само понятие «модель» употребляется в современной науке в самых различных смыслах, однако сущность его можно свести к следующему определению: модель - система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. К особенностями моделей С.И. Архангельский [2] относит приближенность; ограниченность представления структуры или функционирования того или иного объекта; тенденциозность (представленность объекта лишь с некоторых сторон); допущение всевозможных идеализаций и отвлечений. Основными принципами моделирования, согласно С.И. Архангельскому, являются: наглядность - выразительность модели (конструктивная, изобразительная, знаковая, символическая), определенность (четкое выделение определенных сторон изучения), объективность (т. е. независимость проведения исследований от личностных убеждений исследователя) [2].
Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров выделяют следующие три этапа построения модели: 1) стадия структуризации - формирования состава основных базовых элементов модели; 2) стадия композиции - формирования общей структурной схемы; 3) стадия регламентации - проектирование управляющих воздействий [3].
Любая практическая задача может быть решена эффективно, если существуют научно методологически и методически обоснованные стратегия и тактика реализации этой задачи. Методологическим вопросам разработки модели специалиста посвящены работы В.Е. Анисимова и Н.С. Пантиной [1] (деятельностный подход) и Е.Э. Смирновой [7] (деятельностный подход), Е.А. Климова [6] (субъектный подход), Е.М. Ивановой [5] (профессиографирование, системный, деятельностный и субъектный подходы), Н.Ф. Талызина (задачный поход), В.Д, Шадриков (системный подход)[8].
В рамках компетентностного подхода к целям и результатам ВПО основным элементом модели выпускника становится компетентностькомпетенции. Компоненты компетентности в какой-либо сфере жизнедеятельности, на наш взгляд, могут быть представлены следующим образом:
- когнитивный компонент (знания);
- мотивационный компонент;
- аксиологический компонент (направленность, ценностные отношения личности);
- конативный компонент (умения, навыки, опыт деятельности);
- способности;
- эмоционально- волевой компонент (саморегуляция).
В этом случае компетенция выступает как потенциал компетентности, который может быть реализован в определённой сфере деятельности, должен стать действенным с помощью механизмов самоорганизации, саморегуляции.
В конструируемой модели социолога в качестве единиц анализа мы выделяем следующие виды профессиональной деятельности: проведение социологического исследования, создание и использование моделей прогнозирования социальных явлений, анализ современных социальных проблем общества, диагностика различных видов социальной деятельности, деятельность социолога в области практики социальной работы, педагогическая деятельность в высших учебных заведениях, планируем определить наиболее значимые профессиональные и социально-психологические компетенции для каждого из них.
Исследовательская работа в этом направлении находится на своем начальном этапе (построение гипотетический модели социолога) и будет продолжена, предварительные результаты свидетельствуют об эффективности предложенного подхода.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Астраханской области (грант РГНФ № 07-06-31605 а/Ю).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Анисимов В.Е., Пантина Н. С. Методологические вопросы разработки модели специалиста// Советская педагогика, №5, 1977-с. 100-108.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. Учеб.-метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1980.-368с.
- Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.-359с.
- Зимняя, И.Я. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.-2003.-№5.-С.34-42.
- Иванова, Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности/ Е.М. Иванова: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психол. ун-тов.- М.: Изд-во Моск.ун-та, 1992.-94с. .
- Климов, Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды/ Е.А. Климов. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.-456с.- (Серия «психологи России»).
- Смирнова, Е.А. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием/ Е.А. Смирнова. Л.: Издательство ленинградского университета, 1977.-136с.
- Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.- М.: Издательство: «Наука», 1982.-186.