- системную научную проработку, аналитическое обобщение и построение на их основе методологии и стратегии, формулирование прогностической концепции развития системы образования: её целей, задач, путей и средств их достижения;
- научно обоснованную разработку практических проблем, определяющих направления реформирования высшей школы, структуры и содержания образования, технологий обучения.
При оценке направленности исследований, проводимых в вузах, наиболее приоритетным является их практический аспект, который предполагает получение научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений по развитию высшего образования, а также оказание научной и методической поддержки преподавателям, повышение их профессиональной квалификации. Анализ соотношений между фундаментальными, прикладными исследованиями и инновационными разработками по проблемам высшей школы складывается в пользу ведущей роли прикладных. Соотношение фундаментальных исследований и инновационных разработок во многом зависит от типа учебного заведения, его профиля и кадрового потенциала.
Критериями полезности и значимости результатов исследований и разработок по проблемам высшей школы являются:
- обеспечение стратегических целей и задач обновления системы образования;
- теоретическая новизна, актуальность и положительные показатели внедрения в образовательную практику;
- степень использования получаемых рекомендаций вузовскими преподавателями.
В качестве наиболее важных направлений научных исследований проблематики высшего образования, проводимых учёными и преподавателями следует выделить структуру и содержание образования, а также технологии обучения. Тематику исследований и разработок, реализуемую в вузах, определяют научные и профессиональные интересы учёных и преподавателей, сложившаяся структура отраслевой научной проблематики, а также заказы учебных заведений и организаций. В качестве оснований для постановки НИР являются актуальность проблемы, практические потребности учебного процесса и программы развития вузов.
Большое значение в исследования высшей школы придаётся вопросам создания и развития научных школ, системы аспирантуры, докторантуры и соискательства. Наиболее приоритетной выступает задача сохранения и развития научного потенциала системы образования. Далее следуют обеспечение потребностей образовательной практики, переход на новые формы организации исследований и научно-методических разработок, реализация интеграционных процессов в области образования. В характере системы координационного и информационного обеспечения исследований и разработок предпочтительно государственно-общественное. По степени централизации система высшего образования видится как федеральная с определённой долей в ней отраслевой и региональной составляющей.
Наиболее целесообразными формами финансирования исследований и разработок высшей школы в целях повышения их практической отдачи являются: целевое финансирование вузов напрямую по программам. Следующие места отводятся целевому финансированию вузов на грантовой основе и по дополнительным заказам.
Главная цель координационного управления исследованиями и разработками высшей школы состоит в формировании продуктивной творческой среды на основе свободно согласованного выбора тематики НИР и партнёров сотворчества в увязке с соревнованием идей, концепций и решений. Развитие такой системы направлено на:
- обеспечение приоритетности фундаментальных и прикладных исследований как основного источника прироста научных знаний;
- формирование единого научного поля, полного информационного, научно-методического и организационно-экономического обеспечения государственных проектов, программ, исследований и разработок;
- создание условий для формирования сбалансированной исследовательской тематики вузов в интересах развития научного и научно-методического потенциала;
- усиление общественной составляющей в системе координации, более полное использование преимуществ гибких организационных форм и процедур управления;
- становление научных школ по приоритетным направлениям развития науки;
- расширение координационного взаимодействия с исследовательскими коллективами из смежных областей научных знаний;
- отбор и подготовку перспективных и талантливых молодых учёных и специалистов к научно-исследовательской и педагогической деятельности в образовательной сфере.