Цель работы - анализ путей реализации связей акмеологии с другими науками о человеке при рефлексивно-акмеологическом подходе к развитию профессионально-творческого мастерства. В качестве базовых, выделяются возрастной, образовательный, профессиональный аспекты акмеологического подхода. Они в качестве исходной фоновой биосоциальности задают объективное пространство для проявления активности субъекта, ориентированной на развитие своего профессионального мастерства. Разработана и описана категория психолого-акмеологичекого самодвижения, которая охватывает понятия, связанные с изменениями вообще (деятельность, действия, операции), производимыми личностью. Предметом акмеологии является поиск закономерностей саморазвития и совершенствования зрелой личности, самореализации в различных сферах, самообразования, самокоррекции, самоорганизации, закономерности самодвижения зрелой личности к вершинам созидательной деятельности. Акмеология является интегративно-комплексной наукой, в ней открыты свои законы и закономерности. Это связь результатов деятельности с согласованием усилий руководителей, преподавателей, студентов. Только взаимосвязанная система всех элементов образа результатов обеспечивает продуктивное самообразование. Самодвижение - способ существования зрелой личности: личность не мыслима без активности, которая проявляется именно в собственном движении. Самодвижение и вынужденное движение - диалектические противоположности, существующие в единстве, поэтому каждая личность одновременно является субъектом самодвижения и объектом вынужденного движения. В детском возрасте, когда преобладают внешние воздействия, и вместе с тем, бурно развивается самодвижение, формируется личность. В подростковом и юношеском возрасте влияние внешних детерминантов становится сопоставимым с внутренними, сопоставимыми становятся вынужденное движение и самодвижение, появляется развитая личность. Взрослый человек руководствуется в основном собственными мотивами, побуждениями, своим мнением уже как зрелая личность.
В профессиональном отношении зрелая личность может стать специалистом, в дальнейшем - профессионалом, мастером экстра-класс - акме-зрелой личностью. С приближением зрелой личности как субъекта профессиональной деятельности к акме-уровню доля её самодвижения приближается к максимуму, очень малой становится доля вынужденного движения. Чем выше степень самодвижения, тем меньше его скорость. Эта особенность определяет следующую акмеологическую закономерность - чем ближе зрелая личность приближается к акме-уровню, тем медленнее она достигает этот уровень. Эти законы и закономерности являются специфичными для акмеологии, они описывают, объясняют, предсказывают особенности самодвижения зрелой личности как субъекта продуктивной деятельности, позволяют педагогам, преподавателям адекватно выбирать и осуществлять методы поддержки для участников образовательного процесса в их самодвижении к вершинам профессионализма.
Таким образом, совершенствование профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса любого уровня обусловлено спецификой акмеологического подхода. В системе знаний о зрелой личности - субъекте профессиональной деятельности - акмеология выходит на ведущие научные позиции. Осуществляется активный поиск новейших теоретических подходов, способов, технологий, способствующих достижению специалистами, в том числе и будущими, высшего уровня личностно-профессионального развития, продуктивности деятельности, формирования способности к систематическому самообразованию. Эти технологии отражают рекомендации студентам по развитию своего творческого потенциала как будущего специалиста в процессе вузовского обучения. Функция преподавателя вуза при этом состоит в консультировании, корректировке действий студентов по самоформированию и самообучению на основе опыта, приобретённого в образовательном процессе повышения квалификации, освоения условий и факторов, обеспечивающих процесс самодвижения к вершинам профессионализма.