Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В настоящее время создание системы менеджмента качества (СМК) на основе требований международного стандарта ИСО 9001:2000, для обеспечения ее результативности и эффективности, должно осуществляться не как отдельный самостоятельный проект, а как процесс совершенствования действующего в вузе механизма управления. Поэтому принципиальным моментом является четкое структурирование всех элементов традиционной для вуза системы управления, а именно: объектов, субъектов и функций управления и определения их взаимосвязи.

Ставя перед собой цель создания СМК на основе международных стандартов, гармонично встроенную в общую систему управления вуза, целесообразно начинать работы не с формирования пакета документов «под требования стандарта», а с осмысленного анализа существующего в организации механизма управления посредством анализа состава и содержания документации. Проведение анализа необходимо для определения того, насколько действующая система в ее структурном и содержательном аспектах отвечает требованиям ИСО 9001 и что необходимо изменить (дополнить), чтобы в полной мере отвечать этим требованиям (фрагмент анализа - табл. 1). При этом важно кардинально не изменять традиции управления, принятые в организации на основе требований различных заинтересованных сторон (государственных нормативных документов, руководства вуза, профессорско-преподавательского состава).

Разработанный методический подход к созданию системы менеджмента качества в рамках общей системы управления состоит в последовательном выполнении следующих этапов, показанных на методическом примере:

- Позиционирование требований стандарта ИСО 9001:2000 в структуре общей системы управления в разрезе всех ее элементов (табл. 2);

Таблица 1.

Пункт

 ИСО 9001

Наименование и обозначение документа по действующей в вузе номенклатуре

Соответствие ИСО 9001

Требования ИСО 9001, не охватываемые представленными документами

7 Процессы жизненного цикла продукции

7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции

О1-О2,О4-О9, У1, У7, П7,

Устав вуза, Учебный план, Программы дисциплин (практик, гос.экзамена), Квалификационная характеристика выпускника, Правила внутреннего распорядка, Планы работ подразделений вуза

50 %

Установление целей в области качества, потребности в разработке процессов, документов, деятельности по верификации и валидации, мониторингу, контролю и испытаниям для конкретной продукции, а также критерии приемки продукции

Таблица 2. Структурирование требований МС ИСО 9001:2000 в рамках модели системы менеджмента качества вуза

Объекты управления

Функции и уровни управления

Планирование

Организация

Контроль и анализ

Улучшение

Высший

Средний

Низовой

Высший

Средний

Низовой

Высший

Средний

Низовой

Высший

Средний

Низовой

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Качество подготовки специалистов

-

-

-

-

-

-

8.4

8.2

8.4

8.2

8.4

8.5

8.3

8.5

8.3

8.5

Учебный процесс

5.2

5.4

7.1

7.4

7.5

7.6

8.1

8.2

7.1

7.3

7.5

7.6

8.2

5.1

5.2

5.3

 

7.4

7.5

7.6

8.2

7.3

7.5

7.6

8.2

5.6

7.5

7.6

8.2

8.4

7.3

7.5

7.6

8.2

8.4

8.5

8.3

8.5

8.3

8.5

Профессорско-преподавательский состав, в т.ч. УВП

5.4

6.2

5.4

6.2

5.4

6.2

5.5

6.2

6.2

6.2

5.6

6.2

8.4

6.2

8.4

8.5

8.3

8.5

8.3

8.5

Учебно-лабораторная база

5.4

5.4

6.3

7.4

5.4

6.3

-

6.3

7.4

6.3

5.6

6.3

8.4

6.3

8.4

8.5

8.3

8.5

8.3

8.5

Материально-техническая база

 

 

 

5.4

5.4

6.3

7.4

5.4

6.3

-

6.3

7.4

6.3

5.6

6.3

8.4

6.3

8.4

8.5

8.3

8.5

8.3

8.5

Информационное обеспечение, в т.ч. программное обеспечение

5.4

5.4

6.3

7.4

7.6

5.4

6.3

7.6

-

6.3

7.4

7.6

6.3

7.6

 

5.6

6.3

7.6

8.4

6.3

7.6

8.4

8.5

8.3

8.5

8.3

8.5

Библиотечное обе6спечение

5.4

5.4

6.3

7.4

7.6

5.4

6.3

7.6

-

6.3

7.4

7.6

6.3

7.6

 

5.6

6.3

7.6

8.4

6.3

7.6

8.4

8.5

8.3

8.5

8.3

8.5

Научно-исследовательская работа, в т.ч. НИРС

5.4

5.4

6.4

5.4

6.4

-

6.4

6.4

5.6

6.4

8.4

6.4

8.4

8.5

8.3

8.5

8.3

8.5

Инновационная работа

5.4

5.4

6.4

5.4

6.4

-

6.4

6.4

5.6

6.4

8.4

6.4

8.4

8.5

8.3

8.5

8.3

8.5

Учебно-методическая работа

5.4

5.4

6.4

5.4

6.4

-

6.4

6.4

5.6

6.4

8.4

6.4

8.4

8.5

8.3

8.5

8.3

8.5

Воспитательная работа

5.4

5.4

6.4

5.4

6.4

-

6.4

6.4

5.6

6.4

8.4

6.4

8.4

8.5

8.3

8.5

8.3

8.5

Социально-бытовые условия

5.4

5.4

6.4

5.4

6.4

-

6.4

6.4

5.6

6.4

8.4

6.4

8.4

8.5

8.3

8.5

8.3

8.5

Профориентационная работа

5.2

5.4

5.4

7.2

7.5

5.4

7.2

7.5

5.2

5.5

7.2

7.5

7.2

7.5

5.6

7.2

7.5

8.4

7.2

7.5

8.4

8.5

8.3

8.5

8.3

8.5

Работа с выпускниками

5.2

5.4

5.4

7.2

7.5

5.4

7.2

7.5

5.2

5.5

7.2

7.5

7.2

7.5

5.6

7.2

7.5

8.2

8.4

7.2

7.5

8.2

8.4

8.5

8.3

8.5

8.3

8.5

Международное сотрудничество

5.2

5.4

5.4

7.2

5.4

7.2

5.2

5.5

7.2

7.2

5.6

7.2

8.4

7.2

8.4

8.5

8.3

8.5

8.3

8.5

Взаимодействие с государством, работодателями и общественными организациями

5.2

5.4

5.4

7.2

5.4

7.2

5.2

5.5

7.2

7.2

5.6

7.2

8.2

8.4

7.2

8.2

8.4

8.5

8.3

8.5

8.3

8.5

Таблица 3. Структура Руководства по качеству вуза (фрагмент)

Разделы и пункты

ИСО 9001

Внешние нормативные документы

Внутренние документы

Записи

Положение

Должностные инструкции

Документированные процедуры по отдельным процессам

Методологические инструкции

Планы, задания, графики

Организационно-распорядительные документы

Другие

Отчеты

Регистрационные и контрольные журналы

Акты, протоколы

Другие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

7 Процессы жизненного цикла продукции

7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции

У1, У7, П7

Положения о подразделениях

Должностные инструкции персонала

СТО ТГЭУ-008,

СТО ТГЭУ-019,

 СТО ТГЭУ-021

Правила внутреннего распорядка

График учебного процесса, планы работ подразделений, преподавателей, расчет штатов, программы дисциплин (практик, гос. экзамена)

Устав вуза

 

 

 

Протоколы заседаний советов кафедр, институтов, УМС, Ученого совета

 

7.3 Проектирование и разработка

 

Положения о подразделениях

Должностные инструкции персонала

СТО ТГЭУ-007,

СТО ТГЭУ-013

 

Учебный план, квалификационная характеристика выпускника

Устав вуза

 

 

 

Протоколы заседаний советов кафедр, институтов, УМС, Ученого совета

 

                           

* -  Обозначение документов в соответствии с принятой в вузе номенклатуре.

- Идентификация перечня основных и вспомогательных процессов, отражающих конкретизацию некоторых объектов управления (процессы, ресурсы, условия) с позиций требований ИСО 9001. При этом целесообразно указывать процессы, требования к управлению которыми должны быть регламентированы документами, как правило, не используемыми в традиционной практике управления и требующими разработки при создании СМК;

- Разработка модели взаимодействия процессов в СМК;

- Формирование Руководства по качеству вуза.

Из представленного перечня этапов создания СМК пояснения требует последний.

Как известно, основным документом и общим путеводителем по СМК является Руководство по качеству (РК). В имеющихся рекомендациях по составлению РК его структура должна соответствовать структуре ИСО 9001:2000. РК должно непосредственно включать в себя описанные доказательства выполнения требований стандарта к СМК или содержать ссылки на применяемые (традиционные или вновь разработанные) в системе управления процедуры, которые могут оформляться в виде отдельных документов организации. В предлагаемом варианте содержание Руководства по качеству включает в себя, в первую очередь, ссылки на уже действующие в вузе управляющие документы, а также разработанные дополнительно в рамках создания СМК процедуры и, лишь в случае необходимости, в него могут вноситься дополнительные пояснения (фрагмент структуры РК вуза - табл.3). Такое Руководство по качеству может в полной мере считаться «паспортом» системы менеджмента качества, легко понимаемым как персоналом вузов, так и аудиторами при сертификации.

В результате реализации предлагаемого подхода к созданию СМК, и ее зеркала - Руководства по качеству, разработанная система органично «вписывается» в структуру действующей системы управления вузом. Это осуществляется посредством гармонизации как самих управляющих действий, предпринимаемых в общей системе и ее подсистеме (СМК) в отношении всех объектов, так и документации, регламентирующей эти действия.