С начала 90-х годов российская система образования подвержена значительным реформам. В связи с изменениями в обществе изменяется и социальный заказ образованию. В этих условиях особенно значимой становится необходимость создания эффективной системы контроля и управления качеством образования. В теории и практике управления качеством образования необходимо основываться на результатах имеющихся исследований в области общей теории управления качеством. Мировая теория управлением качеством возникла как альтернатива классическому менеджменту. В ходе этой работы было выявлено условие создания современной демократической системы управления. Оно заключается в равномерном распределении власти и ответственности, прав и обязанностей на всем пространстве между субъектом и объектом управления. Такие условия удалось осуществить в наиболее эффективных системах управления в разных областях человеческой деятельности в ряде стран Европы, а также в США и Японии.
Классики мировой теории управления качеством пытались решить проблему перехода цивилизации на новый более высокий уровень качества жизни, основываясь на новом качестве организации и экономики. Справедливо то, что классики менеджмента считали качество особым способом мышления, позволяющим проблему качества осознать как всеобъемлющую. В системе, настроенной на получение высококачественного продукта, менеджмент превращается в основополагающий способ выявления и высвобождения творческого потенциала. В нашей стране имеется богатый опыт ХХ века в реализации личностного творческого потенциала специалистов.
В то же время, традиционный менеджмент, основанный на создании новых стандартов, норм, моделей деятельности за счет усиления контроля качества продукции, за счет систем аттестации, аккредитации, сертификации укрепляет малоэффективные системы управления. Такой путь ведет к достижению среднего уровня качества, среднего уровня образования, среднего уровня жизни общества. Средний уровень обеспечивает некоторую стабильность, которая в итоге ведет к стагнации системы. Устойчивую жизнеспособность и развитие обеспечивает высокое качество. В образовании творческая энергия управляемой системы включает в себя творческую энергию воспитанников. Система, нацеленная на развитие, переориентируется с режима функционирования на режим саморазвития, а у исполнителя появляются зоны самоуправления. Мировой опыт показал, что только в зонах самоуправления, при сохранении центра управления, возможно получения продукта высшего качества.
Определенность критериев и точность оценки потребуют от теории образования уточнения и разработки ее категориального аппарата. Современному менеджеру недостаточно прогнозировать ситуацию на основании опыта, интуиции и здравого смысла. Для своевременного выбора управленческого решения необходимо владеть как самой исследовательской деятельностью, так и ее методологией. Очевидно, что проблема качества сопряжена с проблемой исследовательской методологической деятельности в теории и практике образования. Она предъявляет требования научной строгости, глубины и последовательности.