Создание единой образовательной структуры, включающей конкретный ВУЗ или ССУЗ - среднее специализированное учебное заведение и конкретную школу, связанных с регионами договорными условиями на подготовку определенных профессий, имеет ряд преимуществ в организации учебного процесса и подготовке грамотного, знающего специалиста.
При этом полнее открывается возможность повышения качества преподавания и реализации методического и методологического единства на всех этапах обучения. Немаловажное значение имеет участие, но не полная замена школьного учителя, преподавательского состава высшего или среднего образовательного звена в школьном обучении. Высшие школы при этом могут и должны играть роль координационного центра, генератора новых идей, передатчика знаний и профессиональной ориентации молодежи. В период реформирования образования, мы должны работать по программе «Научная вузовская школа - школе».
Основными направлениями работы в системе ранней профессиональной ориентации учащихся могут быть: создание единых унифицированных программ и учебно-методических пособий по профильным для ВУЗа предметам, обеспечение углубленной подготовки по основополагающим дисциплинам, проведение адаптационных курсов, «Введение в специальность», организация специализированных классов с привлечением профессорско-преподавательских кадров высшего и среднего учебного заведения, организация контроля знаний учащихся, олимпиад, конкурсов, семинаров для учителей, привлечение школьных учителей к вузовской науке, написанию программ и методических пособий.
Перспективным вариантом в развитии профессиональной ориентации школьника, наряду со специализированными классами при гимназиях и общеобразовательных школах, является создание при ВУЗах профессиональных лицеев, колледж с широким использованием педагогического, научного, материально-учебного потенциала высшего учебного заведения. Причем, необходимо отметить, что профессиональные лицеи и колледжи целесообразнее открывать в структуре ВУЗа, делать их элитными с ограниченным количеством слушателей. Увеличением числа учащихся, увлечение коммерциализацией могут погубить хорошее начинание и превратить их в обычное общеобразовательное учреждение.
Перемены, которые происходят во всех сферах общественной жизни России: финансовой, экономической, социальной делают сегодня актуальной проблему конкурентоспособности специалистов с высшим и средним специальным образованием.
Для того чтобы эту проблему разрешить необходимо: повысить квалификацию преподавателя, шире внедрять новые технологии в преподавании, усовершенствовать государственные стандарты, разработать общие подходы к контролю качества образования на всех его этапах, достойное финансирование самого образовательного процесса и достойную зарплату преподавателям. Настала пора кончать унижать преподавателя нищенской оплатой его труда. Это ведет к резкому снижению бесплатного энтузиазма, нарастает тенденция «как оплачивают труд, так и работаю», а это значительно сказывается на качестве как общего школьного, так и профессионального образования.
Многолетняя практика работы показывает, что за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса необходимо более полно учитывать интересы, склонности, способности учащихся. Создавать условия для образования в старших классах в соответствии с их профессиональным интересом.
Таким образом, профилизация школьного обучения в старших классах становится одним из ключевых приоритетов развития отечественного образования. Через профессиональную ориентацию можно выявить склонность, интересы школьника. Показать перспективу и создать мотивацию обучения. При этом программы школьных дисциплин должны быть приближены к потребностям последующего профессионального образования.