Под человеческим капиталом в экономике понимается запас знаний, здоровья, навыков, опыта, культуры, которые используются индивидом для получения дохода [3, 4].
Следует отметить, что износ и амортизация человеческого капитала протекают иначе, чем эти процессы протекают в материально-вещественных ресурсах. В первые годы функционирования человеческого капитала за счет физического взросления работника, а также за счет накопления им производственного опыта экономическая ценность запаса его знаний и способностей отнюдь не уменьшается, как это происходит с физическим капиталом, а, напротив, возрастает. Обычно темпы физического и морального износа запаса знаний и квалификации начинают перекрывать значения непрерывно продолжающегося накопления другого актива производственного опыта где-то к концу второго десятилетия трудового стажа.
Виды человеческого капитала экономисты классифицируют по видам затрат (инвестиций). Выделяют следующие составляющие человеческого капитала [5]: капитал образования, капитал здоровья, капитал культуры. Инвестиции в образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста [6]. Капиталовложения в здоровье приводят к сокращению заболеваний и смертности, продлению трудоспособной жизни человека [7]. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс. Капиталовложения в культуру снижают уровень криминализации общества, повышают творческий потенциал человеческой личности, формируют нравственные ценности человека, что, в конечном счете, сказывается на эффективности экономики.
В соответствии с вышесказанным примем, что человеческий капитал состоит из трех составляющих, полагая при этом, что удельное (на одну демографическую единицу) среднестатистическое значение человеческого капитала определяется их линейной комбинацией:
; , , (1)
где весовые коэффициенты соответствующих слагаемых; значения измеряются в денежных единицах; индекс i =1 соответствуют образовательной составляющей, i = 2 - составляющей здоровья, i = 3 - культурной или духовной составляющей человеческого капитала.
Для описания эволюции составляющих человеческого капитала , воспользуемся уравнением типа уравнения переноса, тогда имеем:
(2)
Здесь , удельные расходы бюджета и удельные инвестиции в i -ю составляющую человеческого капитала соответственно; коэффициент износа i-ой составляющей человеческого капитала, в общем случае .
Начальные условия имеют вид:
, , (3)
где известные функции.
Граничные условия на левом конце демографической кривой
, ; (4)
на правом конце при i = 1, 2, очевидно, следует записать
(5)
где время дожития δ процентов населения .
Очевидно, что коэффициенты амортизации слабо зависят от времени. Зависимость же от возраста для функций примем в виде:
(6)
где неизвестные параметры определятся из условий:
, (7)
. (8)
Здесь верхняя граница активного периода трудовой деятельности (i=1) или физического состояния (i=2).
В отличие от образовательной составляющей и составляющей здоровья, духовная составляющая человеческого капитала не подвержена износу, поэтому .
Пусть - суммы, закладываемые в бюджете на ту или иную статью Ni (здесь Ni - упорядоченная нумерация статей бюджета, расходуемых на образование (i=1), здравоохранение (i=2) и развитие культурной или духовной составляющей человеческого капитала (i=3) ). Будем распределять суммы, направленные на развитие человеческого капитала, равномерно на соответствующие периоды жизни человека и на количество демографических единиц в этих периодах. В результате получим кривую распределения удельных составляющих расходов государства, направленных на приращение человеческого капитала, по возрастам:
, (9)
где функция распределения плотности населения по возрастам;
(10)
Решение задачи (2) - (5) может быть получено, если известны начальные функции .
Заметим, что какие-либо данные для построения этих функций в настоящее время отсутствуют. Приближенно их можно найти, предполагая, что функции, входящие в уравнение (2), не зависят от времени t. Тогда мы приходим к задаче Коши с начальными данными. Строго это допущение выполняется в стационарном режиме воспроизводства человеческого капитала. Как правило, это не всегда имеет место, поэтому, чтобы уменьшить ошибку вычисления функций , необходимо выбрать такой временной отрезок развития экономической системы, на котором функции меняются наименее значительно.
Приняв для определенности, что точка t=0 содержится именно в таком отрезке, получим уравнение:
(11)
с начальными условиями:
, , (12)
где , а коэффициенты амортизации и определяются по формулам (6) - (8). При этом выражение (8) необходимо записать в виде
. (13)
Определив составляющие человеческого капитала , можно рассчитать суммарную величину капитала населения, участвующего в общественном производстве в год t:
, (14)
где доля населения возраста , участвующая в общественном производстве.
Таким образом, предложена количественная методика оценки величины человеческого капитала на основе трех составляющих: образовательной, составляющей здоровья и культурной составляющей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Иванов В.И. Трудовые ресурсы и рост благосостояния народа. - Минск: Наука, 1987. - 117 с.
- Население и глобализация. - М.: Наука, 2002. - 87 с.
- Дятлов С.А. Инвестиции в человеческий капитал: критерий эффективности // Известия СПбУЭФ, №4, 1996. - 298 с.
- Борисов Г.В. Инвестирование в человеческий капитал в условиях трансформирующейся экономики России. - СПб.: Наука, 1998. - 320 с.
- Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инвестиционном воспроизводстве. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. - 250 с.
- Исследование человеческого капитала в зарубежной литературе // Общество и экономика, № 7 - 8, 1997. - С. 244-255.
- Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 2. - М.: Республика, 1993. - 400 с.