Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Главной компонентой развития любой территории, главной производительной силой развития общественного производства, является население [1, 2]. Причем не только количественные, но и качественные демографические характеристики, в конечном счете, определяют экономическое и социальное развитие региона. Именно люди с их здоровьем, образованием, квалификацией, профессиональным опытом и культурой определяют возможности и границы необходимых перемен. Из этого следует, что приоритетными источниками экономической динамики становятся инвестиции в человека.

Под человеческим капиталом в экономике понимается запас знаний, здоровья, навыков, опыта, культуры, которые используются индивидом для получения дохода [3, 4].

Следует отметить, что износ и амортизация человеческого капитала протекают иначе, чем эти процессы протекают в материально-вещественных ресурсах. В первые годы функционирования человеческого капитала за счет физического взросления работника, а также за счет накопления им производственного опыта экономическая ценность запаса его знаний и способностей отнюдь не уменьшается, как это происходит с физическим капиталом, а, напротив, возрастает. Обычно темпы физического и морального износа запаса знаний и квалификации начинают перекрывать значения непрерывно продолжающегося накопления другого актива производственного опыта где-то к концу второго десятилетия трудового стажа.

Виды человеческого капитала экономисты классифицируют по видам затрат (инвестиций). Выделяют следующие составляющие человеческого капитала [5]: капитал образования, капитал здоровья, капитал культуры. Инвестиции в образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста [6]. Капиталовложения в здоровье приводят к сокращению заболеваний и смертности, продлению трудоспособной жизни человека [7]. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс. Капиталовложения в культуру снижают уровень криминализации общества, повышают творческий потенциал человеческой личности, формируют нравственные ценности человека, что, в конечном счете, сказывается на эффективности экономики.

В соответствии с вышесказанным примем, что человеческий капитал состоит из трех составляющих, полагая при этом, что удельное (на одну демографическую единицу) среднестатистическое значение человеческого капитала определяется их линейной комбинацией:

f; f, f,                     (1)

где f весовые коэффициенты соответствующих слагаемых; значения f измеряются в денежных единицах; индекс i =1 соответствуют образовательной составляющей, i = 2 - составляющей здоровья, i = 3 - культурной или духовной составляющей человеческого капитала.

Для описания эволюции составляющих человеческого капитала f, воспользуемся уравнением типа уравнения переноса, тогда имеем:

f        (2)

Здесь f, f удельные расходы бюджета и удельные инвестиции в i -ю составляющую человеческого капитала соответственно; f коэффициент износа i-ой составляющей человеческого капитала, в общем случае f.

Начальные условия имеют вид:

f, f,               (3)

где f известные функции.

Граничные условия на левом конце демографической кривой

f, f;                (4)

на правом конце при i = 1, 2, очевидно, следует записать

f                 (5)

где f время дожития δ процентов населения f.

Очевидно, что коэффициенты амортизации f слабо зависят от времени. Зависимость же от возраста для функций  f f примем в виде:

f               (6)

где неизвестные параметры f определятся из условий:

f,            (7)

f.      (8)

Здесь f верхняя граница активного периода трудовой деятельности (i=1) или физического состояния (i=2).

В отличие от образовательной составляющей и составляющей здоровья, духовная составляющая человеческого капитала не подвержена износу, поэтому f.

Пусть f - суммы, закладываемые в бюджете на ту или иную статью Ni (здесь N- упорядоченная нумерация статей бюджета, расходуемых на образование (i=1), здравоохранение (i=2) и развитие культурной или духовной составляющей человеческого капитала (i=3) ). Будем распределять суммы, направленные на развитие человеческого капитала, равномерно на соответствующие периоды жизни человека f и на количество демографических единиц в этих периодах. В результате получим кривую распределения удельных составляющих расходов государства, направленных на приращение человеческого капитала, по возрастам:

f,                    (9)

где f функция распределения плотности населения по возрастам;

f             (10)

Решение задачи (2) - (5) может быть получено, если известны начальные функции f.

Заметим, что какие-либо данные для построения этих функций в настоящее время отсутствуют. Приближенно их можно найти, предполагая, что функции, входящие в уравнение (2), не зависят от времени t. Тогда мы приходим к задаче Коши с начальными данными. Строго это допущение выполняется в стационарном режиме воспроизводства человеческого капитала. Как правило, это не всегда имеет место, поэтому, чтобы уменьшить ошибку вычисления функций f, необходимо выбрать такой временной отрезок развития экономической системы, на котором функции f меняются наименее значительно.

Приняв для определенности, что точка t=0 содержится именно в таком отрезке, получим уравнение:

f                        (11)

с начальными условиями:

f, f,            (12)

где f, а коэффициенты амортизации f и f определяются по формулам (6) - (8). При этом выражение (8) необходимо записать в виде

f.                            (13)

Определив составляющие человеческого капитала f, можно рассчитать суммарную величину капитала населения, участвующего в общественном производстве в год t:

f,                (14)

где d доля населения возраста f, участвующая в общественном производстве.

Таким образом, предложена количественная методика оценки величины человеческого капитала на основе трех составляющих: образовательной, составляющей здоровья и культурной составляющей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Иванов В.И. Трудовые ресурсы и рост благосостояния народа. - Минск: Наука, 1987. - 117 с.
  2. Население и глобализация. - М.: Наука, 2002. - 87 с.
  3. Дятлов С.А. Инвестиции в человеческий капитал: критерий эффективности // Известия СПбУЭФ, №4, 1996. - 298 с.
  4. Борисов Г.В. Инвестирование в человеческий капитал в условиях трансформирующейся экономики России. - СПб.: Наука, 1998. - 320 с.
  5. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инвестиционном воспроизводстве. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. - 250 с.
  6. Исследование человеческого капитала в зарубежной литературе // Общество и экономика, № 7 - 8, 1997. - С. 244-255.
  7. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 2. - М.: Республика, 1993. - 400 с.