Существуют два принципиальных подхода к описанию структуры компетентности:
- компетентность в родовом значении понятия (описание сущности, природы компетентности);
- компетентность в своем видовом значении (в структуру компетентности тогда включают виды компетентностей (компетенций) будущего специалиста с высшим образованием).
Существует много близких по смыслу понятий, таких, как «компетентность», «компетенция», «квалификация», «профессионально важные качества», проблема классифицирования которых представляет собой актуальную проблему для исследования.
В своем исследовании мы рассматриваем компетентность и компетенции как взаимоподчиненные компоненты активности субъекта. Компетенцию мы полагаем рассматривать как потенциальную активность, готовность и стремление к определенному виду деятельности. Компетентность - интегральное качество личности - это успешно реализованная в деятельности компетенция.
Компоненты компетентности в какой-либо сфере жизнедеятельности, на наш взгляд, могут быть представлены следующим образом:
- когнитивный компонент (знания);
- мотивационный компонент;
- аксиологический компонент (направленность, ценностные отношения личности);
- конативный компонент (умения, навыки, опыт деятельности);
- способности;
- эмоционально- волевой компонент (саморегуляция).
В этом случае компетенция выступает как потенциал компетентности, который может быть реализован в определённой сфере деятельности, должен стать действенным с помощью механизмов самоорганизации, саморегуляции.
Анализ научной педагогической и психологической литературы позволил на сделать следующие выводы о состоянии проблемы психолого- педагогических условий формирования и развития компетентности в современных вузах. Сегодня в научной педагогической и психологической литературе существует огромное количество направлений в проблемном поле компетентностного подхода в высшем образовании, важнейшие из них группируются вокруг
- контекстного обучения;
- активных форм обучения (проблемная лекция, семинар- дискуссия, организация групповых упражнений, деловая игра и др.);
- создания профессионально развивающих ситуаций, востребующих проявление личностной профессиональной позиции студента;
- диалогического типа общения;
- профессионального позиционирования;
- содержания, отобранного с учетом модели специалиста, построенной в русле компетентностного подхода к целям и результатам высшего профессионального образования;
- исходя из определения компетентности как интегрального качества личности, представляющего собой единство мотивационных, аксеологических, когнитивных, конативных аспектов, способностей и профессионально важных качеств личности профессионала, образовательная система должна быть ориентирована на инегративное развитие этих компонентов.
Мы полагаем, что определенные шаги на пути к совершенствованию образовательного процесса в этом направлении можно совершить в рамках кафедрального научно- методического семинара (КНМС), целью которого может стать развитие профессиональной компетентности преподавателей кафедры.
Формы и методы: проблемная лекция, круглый стол, семинар, деловая игра, тренинг, дискуссия, обмен опытом, проведение открытых занятий. Тематика заседаний КНМС определяется кругом задач в проблемном поле компетентностного подхода к определению целей и результатов высшего образования и выглядит следующим образом.
- «Компетентность, компетенция, квалификация: основные направления современных исследований»;
- «Методика формирования профессиональной компетентности будущего специалиста»;
- «Методическая компетентность преподавателя вуза - деловая игра «Лекция»»;
- «Психологические особенности педагогической деятельности преподавателя высшей школы».
Итоги работы начального этапа функционирования научно- методического семинара на кафедре социологии и психологии АГТУ говорят об эффективности предложенного подхода.
Работа выполнена при поддержке РГНФ и Правительства Астраханской области (грант РГНФ № 07-06-31 605 а/Ю).