Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Программа модернизации здравоохранения (далее ПМ), которая в настоящее время разрабатывается министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и в которой активно задействованы регионы, имеет целью улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению путем решения трех задач:
  1. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений.
  2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение.
  3. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи.

Как показывает опыт практической работы, одним из значимых элементов системы здравоохранения является первичная медико-санитарная помощь, осуществляемая непосредственно в территориальных амбулаторно-поликлинических учреждениях (далее АПУ). На наш взгляд одной из важных задач ПМ должна быть задача оптимизации структурных элементов системы здравоохранения и в частности АПУ. За последние тридцать лет, несмотря на значительные социальные перемены в жизни общества структура амбулаторно-поликли-нических учреждений практически не менялась. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 июня 2003 года № 229 была утверждена единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, а приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 января 2007 года № 56 организация деятельности и структура детской поликлиники. Структура поликлиник для взрослого населения осталась прежней.

Нами были учтены следующие весомые на наш взгляд факторы, делающие актуальной поставленную здесь проблему, а именно:

  • в условиях перехода учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование и возрастание роли средств ОМС возрастает значимость комплексной работы всего учреждения, начиная от регистратуры и конкретных врачей - терапевтов, врачей специалистов и средних медицинских работников, заканчиваясь кабинетом медицинской статистики и экономическим отделом, которые и выдают конечный продукт - реестры оказания медико-санитарной помощи;
  • приоритетный национальный проект «Здоровье» (далее ПНП) предусматривает, такую дополнительную оплачиваемую функцию учреждения, как дополнительная диспансеризация. Это, прежде всего организационная функция АПУ, которая требует, как привлечение контингента для диспансеризации, в соответствии с планом, а также организация обследований, порой на договорной основе с другими учреждениями;
  • полученное в соответствии с разнарядкой диагностическое оборудование по ПНП, требует условий для его и эффективного использования: наличие площадей и специалистов для его эксплуатации, а также приобретения комплектующих по мере их расходования (например: лабораторные реактивы);
  • льготное лекарственное обеспечение, требует четкого взаимодействия ряда структурных подразделений АПУ: терапевтических отделений, неврологического, офтальмологического, хирургического кабинетов. При обслуживании поликлиникой населения 40 тыс. человек и более количество автоматизированных рабочих мест, задействованных в ДЛО должно быть не менее 20.

Учитывая вышесказанное можно говорить о необходимости усиления в АПУ организационно - методических отделов и IT - подразделений. Так, нами при кабинете медицинской статистики создана функционально - проблемная группа, обеспечивающая решение поставленных выше вопросов, под непосредственным руководством главного врача учреждения. В состав группы входят организаторы здравоохранения, медицинские статистики и инженеры - программисты. Одной из основных задач данной группы является повышение эффективности деятельности в условиях реализации ПНП и перехода на одноканальное финансирование.

С учетом введения экстерриториального обслуживания населения при наличии страхового полиса (свободный выбор врача), а также более гибкого реагирования на обращения граждан, нами внедрены новые формы работы это организация совета общественности при поликлинике и встречи с населением главного врача поликлиники в общественной приемной депутата городского совета. Это способствует решению обращений пациентов по организации медицинской помощи и одновременно изучается спрос и удовлетворенность населения работой поликлиники, что является достаточно эффективным механизмом обратной связи в деятельности учреждения.