Ни фундаментализация, ни информатизация принципиально модель образования не меняют. Гуманитаризация образования - следствие понимания того капитального факта, что ядром личности является её гуманитарная составляющая, а педагогический процесс - гуманитарный феномен. В рамках традиционного понимания образования проблема гуманитаризации не решаема в принципе. Надежды на её решение преимущественно за счёт расширения в учебном плане блока гуманитарных дисциплин не могут оправдаться потому, что гуманитарная природа образования не рассматривается как онтологическое основание самого образовательного процесса. Отсюда - живучесть патернализма, авторитарности в теории и практике образования.
Разрыв естественнонаучного круга, по которому движется гуманитарный по своей природе педагогический процесс, возможен на путях построения содержания, способах его развёртывания, организации образовательной среды, адекватных гуманитарной, естественной природе педагогического процесса. Реализация в современных условиях, выдвинутых и обоснованных классической педагогикой принципов природо- и культуросообразности предполагает гуманитарную определённость педагогического процесса. Иными словами, гуманитаризация образования - есть превращённая форма принципов сообразности, соответствия природе человеческого.
Гуманитарная природа педагогического процесса даёт о себе знать, пробивает себе дорогу в опыте педагогов, в новом стиле педагогично мышления. В недрах естественнонаучного определения педагогического процесса рождается его гуманитарное определение, преодолевается технократический подход к учащемуся, студенту. Осознание преподавателем координирующих начал педагогического процесса - непременное условие выбора той или иной образовательной технологии. Предотвратить опасность прогрессивности педагогического процесса в деталях может построение его на гуманитарных основаниях в системе координат стиля нового педагогического мышления: диалогичности, понимания, рефлексивности, метафоричности. Педагогический процесс - это всегда и, прежде всего личностное отношение людей, которых вместе свели ценности и смыслы образования. Существенно, чтобы сам педагогический процесс, в ходе которого развёртывается образование, был верен собственной природе, был гуманитарно-адекватным, т. е. двигался навстречу многомерной сложности субъективного мира человека, не нанося ущерба своим механизмом упорядочения.
Таким образом: гуманитаризация образования является онтологическим основаниям инновационных процессов, осуществляемых в условиях модернизации высшей школы; педагогический процесс эффективен в той мере, в какой он гуманитарен; гуманитаризация педагогического процесса предполагает его построение на принципах стиля нового педагогического мышления.