Механизмы рыночного саморегулирования обеспечивают реализацию интересов обособленных субъектов экономической деятельности, в то время, как государственное регулирование решает задачи с позиции развития макроэкономики как общественной и хозяйственной системы, выбора стратегических направлений ее эволюционной динамики, обеспечения воспроизводственного режима функционирования национальной экономики.
Поскольку пищевая и перерабатывающая промышленность - стратегическая составляющая народнохозяйственного комплекса, обеспечивающая продовольственную безопасность страны, очевидна необходимость системы государственного управления ее отраслями. При этом важно иметь в виду, что в последней существует отраслевая специфика государственного управления, которая определяется особенностями пищевой и перерабатывающей промышленности, биоиндустриальным характером и сезонностью производства, относительно невысоким уровнем развития производственных сил и т.д.
Эндогенные инструментальные средства рынка продовольственных товаров даже в условиях развитых товарно-денежных отношений не способны обеспечить оперативную саморегуляцию и эффективное развитие АПК, так как при воспроизводстве продуктов питания уровень коэффициентов эластичности между динамикой доходов и спросом населения, между ценами и спросом, ценами и предложением товаров весьма низок.
Стратегической ошибкой реформ, проводимых в экономике России, является игнорирование роли государственного управления, в результате чего усилились межотраслевые диспропорции и диспаритет цен, а также позиции генераторов «теневого» капитала и стагнации рыночного развития.
Функциональная специфика деятельности управленческих структур отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности АПК заключается в тяготении к реальному уровню управления, что естественно возлагает всю полноту ответственности за эффективное функционирование отрасли на органы власти субъектов РФ и сами предприятия.
Характеристики разных моделей управления отраслями пищевой и перерабатывающей промышленности весьма относительны. Управление любым социохозяйственным объектом, как правило, несет в себе элементы всех трех моделей. Однако можно выделить ту базовую модель, к которой большей степени тяготеет данный тип организации системы управления, причем последние десятилетие новая - демократическая модель становиться доминирующей в практике управления не только некоммерческих, но и коммерческих организаций.
Общие тенденции в эволюции систем управления, получающие все большее развитие в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности, следующие:
- бурное развитие получает такое качество институциональных структур, как культура организации;
- принципы и модели стратегического управления и стратегического планирования находят свое применение во всем большем спектре специальных приложений;
- методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая госсектор;
- формируются и развиваются новые специальные виды и формы управления производственно-хозяйственными системами.
Управленческая мысль, находясь в постоянном развитии, эволюционирует, различные школы, методы, подходы взаимно дополняют и развивают друг друга.
Совокупность отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности регионального АПК как объект управления является нестабильной, малоформализованной системой.
Изменения в ней происходят под влиянием внешних факторов среды прямого и косвенного воздействия. Ощущается явно недостаточная действенность методов и мер государственного регулирования факторов макроэкономической среды региона с целью улучшения его социально-экономического климата [2].
Для объективной оценки хода реформ, установления тенденций в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности региона и необходимости принятия мер государственного воздействия в случае проявления их негативных сторон необходимы научно-обоснованная система социально-экономических индикаторов и создание соответствующей информационной базы. Система индикаторов базируется на интегральных показателях, обобщенно характеризующих социально-экономическое положение, и отражает воспроизводственные процессы в структуре продовольственного комплекса региона.
Анализ динамики производства и реализации продукции пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Адыгея позволяет сделать вывод о том, что система их предприятий представлена относительно однородными хозяйствующими субъектами (не объединенными в единую систему устойчивыми партнерскими связями), большинство из которых находится в финансово неустойчивом или кризисном состоянии, а существующее управление ими малоэффективно и бессистемно, основано на старых методах и подходах [1].
Учитывая многоотраслевой характер пищевой и перерабатывающей промышленности и тенденции усиления экономической обособленности регионов, представляется целесообразным сочетать территориально-отраслевой и производственно-продуктовый подходы в управлении и регулировании деятельности ее предприятий исходя из особенностей рынков различных продовольственных товаров, поскольку продуктовые рынки как страны в целом, так и Республики Адыгея отличаются степенью потенциальной сбалансированности предложения и спроса на них, уровнем региональной дифференциации по объемам производства и потребления, зависимостью от внешних источников ресурсов, характером межрегионального обмена, сравнительными преимуществами в межрегиональном и международном разделении труда.
Совершенствование системы управления производственно-экономическими процессами в пищевой и перерабатывающей промышленности регионального АПК продиктовано необходимостью их структурной перестройки и создания высококачественных продовольственных ресурсов в количествах, обеспечивающих продовольственную самодостаточность региона.
Управление невозможно без соответствующих регламентирующих его схем и механизмов, в которых его организационные структуры занимают иерархически субординированные места согласно их значимости и функциям с точки зрения рациональности и эффективности процесса функционирования управляемой системы.
Отраслевой принцип формирования структуры управления пишевой и перерабатывающей промышленностью АПК Республики Адыгея не отвечает современным требованиям, в связи с чем рекомендуется использовать модель формирования региональных органов государственного управления отраслями пищевой и перерабатывающей промышленности, базирующейся не на традиционной отраслевой, а на функциональной основе [2].
Особенность функционального подхода заключается в том, что структура управления формируется в соответствии с перечнем основных функций, Табл.
Функциональные особенности управленческой деятельности Комитета Республики Адыгея по пищевой и перерабатывающей промышленности
№ |
Направление управленческой деятельности |
Содержание |
1 |
Научно-техническое развитие |
Модернизация и техническое перевооружение производства; Стандартизация, контроль качества и сертификация продукции; Организация научно-технических мероприятий; Взаимодействие с органами контроля и инспекции. |
2 |
Финансовый менеджмент |
Планирование финансового обеспечения; Организация кредитования; Налогообложение. |
3 |
Информационно-консультационное обслуживание |
Обеспечение своевременной и современной информации о достижениях НТП в соответствующей области; Организация взаимодействия через Интернет. |
4 |
Маркетинг |
Комплексное изучение рынка; Организация таможенной и правовой работы; Организация материально-технического и сырьевого обеспечения производства; Организация внерегиональной экономической деятельности. |
5 |
Управление персоналом |
Комплектование и подготовка кадров; Организационное и информационное обеспечение рабочих мест; Связь со СМИ. |
Список литературы
- Андреев, Г.И. Основы управления предприятием/ Г.И. Андреев.- М.: Финансы и статистика, 2008. - 453 с.
- Овчинников, В.Н. Рыночная стратегия материально-технического обеспечения регионального АПК/ В.Н. Овчинников. - Нальчик: Эль-Фа, 1994. - 342 с.