Воздействие автотранспорта на окружающую среду во многом определяется техническим состоянием парка транспортных средств. Автотранспортные средства отечественного производства не удовлетворяют современным экологическим требованиям. В условиях быстрого роста автомобильного парка это приводит к возрастанию негативного воздействия на окружающую среду. Наряду с техническим состоянием немаловажную роль играет и качество используемого топлива. Содержание серы в дизельном топливе у нас составляет 0,2-1,6%, в Европе 0,05-0,2 %. Переход на новые стандарты,
принятые сейчас в странах ЕС, позволит сократить эмиссию углеводородов и оксида азота в несколько раз. Экологическая обстановка в зонах автомобильных дорог зависит не только от качества автомобиля, но и от качества самих автомобильных дорог. Только изменение такого показателя, как ровности дорожного покрытия, способно сократить количество вредных выбросов в атмосферу для грузовых автомобилей на 13 %, легковых на 9 %. Чтобы свести до минимума отрицательное воздействие на природную среду объектов автотранспортного комплекса необходимо провести комплекс исследований, который позволит выработать меры по предупреждению эрозии, нарушений естественного режима движения грунтовых вод и предупреждению заболачиваемости у насыпей автомобильных дорог, и других негативных воздействий. Задачи постепенного согласования темпов развития дорожной сети, а также повышения технического уровня сети дорог, не могут быть решены без обеспечения экологической безопасности автодорожного комплекса.
Оценка уровней загазованности воздуха окисью углерода в результате работы автомобильно-дорожного транспорта может производиться путём натурных наблюдений при наличии газоанализирующей аппаратуры или аналитического расчёта ожидаемой окиси углерода в зависимости от условий движения. Места отбора проб размещаются таким образом, чтобы выявить максимум концентрации загрязняющего вещества. Пробы воздуха должны отбираться на высоте 1,2-1,5 м в часы суток, соответствующие утреннему и вечернему «пику» интенсивности движения. В случае отсутствия приборов предварительная оценка загазованности воздуха окисью углерода производится по зависимости
,(1)
где Cp - расчётный уровень концентрации окиси углерода в точках, расположенных в створе перпендикулярно оси улицы или дороги с подветренной стороны, мг/м3; Co - «фоновая» концентрация окиси углерода, мг/м3; Qi - массовый выброс окиси углерода с отработавшими газами i-ой группой автомобилей, г/ч;Vi - средняя скорость движения автомобилей i-ой группы, км/ч; ti - единица времени, ч; k1 - коэффициент учёта влияния ровности покрытия проезжей части на выброс окиси углерода транспортным потоком; k2 - коэффициент, учитывающий влияние продольного уклона дороги на выброс окиси углерода транспортным потоком; k3 - коэффициент учёта влияние застройки на формирование уровней концентрации окиси углерода на придорожной территории;σ z - коэффициент вертикальной диффузии, м; u - скорость ветра, м/с; φ - угол между направлениями источника загрязнения и ветра.
Вывод
Анализ тенденций развития автодорожного комплекса России и его воздействий на окружающую среду показывает, что экологически ориентированная транспортная политика должна базироваться на жёстких экологических нормативах, соответствующих действующим международным требованиям, и на эффективной системе контроля за их соблюдением.