Современная наука исследует человека как мир мыслей, чувств, переживаний (П.С. Гуревич); как субъекта в педагогическом диалоге (В.В. Горшкова, Е.И. Казакова); изучаются его потенциальные силы в проявлении самостоятельности (Н.В. Бочкина) и в высших их проявлениях - творческой активности (А.П. Тряпицына) и саморазвитии (К.Я. Вазина); исследуется проблема человека в ее аксиологическом содержании (В.П. Бездухов, А.В. Кирьякова, В.Ф. Сержантов); человек исследуется в системе наук (В.И. Гинецинский, Б.Ф. Ломов, П.В. Симонов, И.Т. Фролов и др.); рассматривается проблема человека как субъекта - Я (В.С. Агапов, В.А. Вединяпина, А.В. Иващенко). Современные научные поиски познания человека в системе наук обуславливают необходимость систематизации человекознания и выхода на более высокий уровень сущностного понимания человека, процесса его самосовершенствования во всех модусах бытия.
Педагогическая интерпретация теории субъекта заключается в переносе акцента с анализа усвоения и передачи социального опыта на исследование ситуации порождения человеком новой реальности, имеющей значительный эвристический потенциал для описания педагогических явлений. Теория субъекта адекватно представляет и законы бытия, описывающие то, что есть, и законы долженствования, предписывающие, как именно должны происходить те или иные события и явления в мире человека.
При определении принципов диагностики развития субъектности были учтены следующие сущностные характеристики феномена субъектности:
- субъектность является уровневой характеристикой человека, субъектные свойства появляются только на определенном уровне развития и определяются балансом процессов экстериоризации и интериоризации, континуумом внешнего и внутреннего. Исследования по развитию субъектности в онтогенезе (Е.Н. Волкова, В.В. Давыдов, Г.А. Цукер-ман) показывают, что развитие человека происходит по пути наращивания с возрастом субъектности и преодоления «объектности», т. е. тотальной зависимости человека от внешних условий;
- субъектность выявляется не только в познавательном отношении к миру, но и в отношении к людям (С.Л. Рубинштейн);
- субъектность - высший уровень активности, целостности, автономности человека; целостность субъекта означает единство, интегративность не только деятельности, но и вообще всех видов его активности (А.В. Брушлинский);
- природа субъектности раскрывается через совокупность отношений к миру, стратегию жизни (К.А. Абульханова-Славская);
- субъектность отражается в способности человека производить взаимообусловленные изменения во внешнем мире и себе самом. Термином «субъектность» подчеркивается активно-преобразующая сущность человека как субъекта жизни; субъектность человека означает, что он неотделим от мира, включен в него, но вместе с тем сознательно противостоит обращению с собой как с бездушной вещью, объектом манипуляций;
- функции субъекта в человеке неразрывно связаны с продуктивностью выполняемой им деятельности; причем не всякое отношение к деятельности раскрывает субъектные свойства человека: деятельность субъекта характеризуется не только продуктивностью, но и носит преобразующий характер, т. е. одна из функций субъектности конгруэнтна креативности человека (Б.Г. Ананьев);
- в педагогическом плане важна не только включенность человека в деятельность, но и ценностный аспект этой деятельности, так как субъектность может быть определена как свойство личности не только присваивать, транслировать, но и порождать смыслы деятельности как актуальные ценности. «Образование есть всеобщая - форма становления и развития субъективной (субъектной) реальности во времени истории и в пространстве культуры» (В.И. Слободчиков). Можно конкретизировать: образование есть возможность и действительность субъектного развития личности;
- субъектность - свойство, определяющее меру свободы личности, ее гуманности, духовности, жизнетворчества (Е.В. Бондаревская).
Приведенные теоретические положения нашли отражение в принципах построения и проведения опытно-поисковой и опытно-экспериментальной работы, направленной на выявление закономерностей развития субъектности студентов университета.
Принцип ценностной направленности. Поскольку субъектность является структурой аксиологического порядка, в исследовании возникла необходимость раскрытия ценностных ориентаций студентов как ведущего компонента становления данного личностного феномена. Мы учитывали, что ценностные ориентации - достаточно сложные образования. Они вобрали в себя разные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы взаимодействия внутреннего и внешнего для личности, специфические формы осознания личностью своего прошлого, настоящего, будущего, а также сущности своего собственного «Я». Ценностные ориентации фиксируют отношение студентов к внешнему миру, профессиональной реальности, к себе как субъекту личностно-профессионального развития.
Принцип интегративности. Субъектность - интегративное свойство, вбирающее в себя компоненты различных структур организации личности и уровней психического развития. Следовательно, диагностика субъектности возможна через особенности ее составляющих.
Принцип потенциальности. Диагностическая методика, исходящая из представлений о развитии человека, не должна ограничиваться лишь проверкой того, каков уровень развития того или иного личностного образования в настоящий момент. Она должна включать в себя демонстрацию и потенциальных возможностей личности. Поэтому в диагностике субъектности необходимо учитывать стремление человека быть субъектным, его потенциалы изменения себя и его реальные поступки.
Принцип вариативности. Феномен субъектности заключается в преобладании внутренних условий (мотивов, интересов, потребностей, ценностей) над внешними. Фиксация проявления комплекса этих условий может служить одним из показателей субъектности, но, рассматривая динамику процесса развития субъектности, следует иметь в виду, что глубина и само направление этих изменений у каждого участника исследования будут индивидуальны. Модель развития субъектности может носить только вероятностный характер, учитывающий уникальность, неповторимость личности. Данный
принцип предполагает невозможность управления становлением субъектности, задача заключается в создании широкого спектра внешних условий, способствующих актуализации потенциальных возможностей студентов. Кроме того, к методикам, применяемым в подобного рода исследованиях, невозможно предъявлять очень жесткие требования относительно диагностической и прогностической валидности, так как они служат для построения рабочих гипотез, которые потом уточняются и верифицируются.
Принцип синергетичности. Самоорганизация как процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется сложная динамическая система субъектности, находит свое проявление, прежде всего в многоуровневости системы, которая включает в себя субъектную (смыслообразующую) активность, субъектную позицию, ценностное самоопределение, субъектный опыт и план. Если смотреть с позиций синергетики на личность как открытую самоорганизующуюся систему, то необходимой её характеристикой выступает стремление выходить за собственные пределы, действовать за границей настоящего, находиться в постоянном движении становления. Вместе с тем, она устойчива, имеет доминирующую систему мотивов, интересов и ценностей, в которых проявляются базовые потребности выживания, безопасности, общения, признания и самоактуализации (самореализации). Обладая способностью к осознанию мира и себя в нем, личность самоорганизует процессы, происходящие во внутреннем духовном мире, и свою внешнюю деятельность. Субъектность позволяет реализовывать выбор, принимать решения, меняя себя и меняя обстоятельства собственной жизни.
В процессе организации и проведения диагностической процедуры считаемым необходимым реализацию принципа диалогичности, основанного на представлении, что диалог возможен с человеком только как со свободной личностью, способной оценивать себя, свою жизнь и обстоятельства этой жизни. Принцип предполагает равноправное взаимодействие участников диагностического процесса. Он подразумевает возможность получения своевременной обратной связи и внесения корректив в интерпретацию результатов.
Отличительной особенностью субъекта является его способность самому конструировать пространство личностных изменений. Несмотря на то, что результаты изменения внутреннего мира не всегда отчетливы и очевидны, именно здесь разворачиваются многочисленные эксперименты и самоэксперименты, с помощью которых происходит познание себя.
Исходя из приведенных выше принципов и методов, необходимо отметить, что диагностика должна быть не только констатирующей, но и эвристической, то есть дающей и расширяющей возможности понимания феномена субъектности не только для исследователя, но и для участников эксперимента, в данном варианте - студентов университета. В процессе констатирующего эксперимента мы проектировали возможность проявления смыслового образовательного пространства, в котором студент должен самостоятельно «разместить» себя как субъекта учебной и предстоящей профессиональной деятельности.
Обозначенные методологические принципы позволили нам рассматривать становление субъектности студента университета как структурную программу, включающую систему мониторинга и самоорганизации на основе актуализации двух составляющих данного феномена: личности студента и образовательного пространства университета.