Младший школьный возраст - один из тех периодов в жизни ребенка, когда происходит активное становление личности и обостряется процесс адаптации к условиям социума. Именно этот возраст, как один из самых сензитивных, в наибольшей степени подвержен негативным воздействиям, что может привести к развитию неврозов.
Причины возникновения невротизации сложны и неоднозначны, они могут включать в себя конституциональную, наследственную, индивидуальную предрасположенность, невыполнение социально-гигиенических норм, перенесённые заболевания, экономические трудности и неблагополучное семейное воспитание (А.И.Захаров, Б.Д. Карвасарский), но все они отличаются своей спецификой и степенью включённости в процесс невротизации. Необозначенной остаётся проблема принадлежности детей к какой-либо местности и её влияние на вероятность возникновения невротических реакций.
В связи с этим, целью настоящей работы являлось исследование влияния социально-психологических факторов на уровень развития невротизации младших школьников из сельских школ.
Выборку испытуемых составили младшие школьники из сельской местности в количестве 29 человек. Социально-психологические факторы исследовались с помощью социально-гигиенического опросника для родителей, разработанного И.Ш. Якубовой и модифицированного Н.Е. Подгайским. Анкета-опросник включала в себя вопросы, касающиеся определения социально-гигиенических условий, в которых проживает ребёнок, его семейной обстановки по оценке родителей, сфере его внешкольных интересов. Для сбора жалоб невротического круга применялся «неврозологический опросник» Н.Е. Подгайского.
Корреляционный анализ данных позволил выявить статистически достоверные связи между невротизацией и факторами организации жизни ребёнка в семье, а также классифицировать факторы невротизации в отдельные группы в зависимости от направленности их действий:
- Факторы, связанные с удовлетворением личных, социальных и иных потребностей родителей (болезненность, образование родителей);
- Факторы, обусловленные невниманием и нежеланием родителей заниматься воспитанием ребёнка (несоблюдение режима питания, труда и отдыха, микроклимат семьи, методы педагогического воздействия);
- Факторы социально-экономического характера, которые зависят от экономического благополучия родителей или направленности действий государства (длительность проживания по одному адресу).
По результатам корреляционного анализа на уровень развития невротизации влияют следующие социально-психологические факторы:
- Нарушение кратности приёмов пищи (при R=0,37), постоянная еда «в сухомятку» (R=0,52), длительный просмотр телепередач (R=0,47), пассивный отдых в свободное время и в выходные дни (R=0,41) способствуют развитию невротических синдромов. Несоблюдение ребёнком режима труда, отдыха и питания приводит к тому, что он самостоятельно планирует свой распорядок дня, внося изменения, отрицательно сказывающиеся на его психологическом и физическом здоровье.
- Низкий уровень образованности родителей (R=0,45) неблагоприятно сказывается на психическом здоровье ребёнка. Возникает конфликт между потребностями ребёнка в знаниях и их неудовлетворением со стороны матери вследствие незнания какой-либо информации и нежелания развиваться умственно (что особенно часто встречается в семьях из сельской местности).
- Эмоциональный дискомфорт в семье, конфликтные отношения между родителями, напряжённая обстановка (связь с микроклиматом в семье R=0,48) способствуют развитию невротизации ребёнка. Болезненность родителей (R=0,43), связанная с повышенным вниманием к своему здоровью, также провоцирует развитие неврозов у ребёнка. Все эти факторы связаны с решением личных, бытовых и иных проблем и отстранённости родителей от воспитания ребёнка, что приводит к возникновению неврозов.
- Наказание (R=0,49) как метод педагогического воздействия также способствует невротизации школьника. Некомпетентность матери, неспособность справиться с проблемой, её агрессия и нетерпение провоцируют негативные взаимоотношения с ребёнком.