С целью определения основных составляющих научно-познавательного процесса в философии науки выделены особенности научного познания, в которых обозначены: основная задача научного познания, непосредственная цель познания, ориентированность на практическое применение. Данные определения отражают лишь внешнее научное производство, направленное на рациональное обоснование, формулировку теории и практическую сферу реализации научного знания. Но не затрагивают изучение познавательной деятельности, в которой, прежде всего, есть и внутренний процесс, включающий субъективно-познавательные аспекты: вдохновение, созерцание, интуицию, творчество.
При исследовании познавательной деятельности мы принимаем во внимание целостную развивающуюся систему, которая выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами системы. В данной связи рассматриваем процесс познавательной деятельности, включая иррациональные моменты познания. В философии науки проведен глубокий анализ в основном рациональных аспектов познания. Иррациональные моменты в научном познании выделяются, но не сводятся к единой системе [2,3,4]. Надо отметить, что на протяжении многих лет наука занималась лишь классическими приемами рационального познания, иррациональному же скорее отводилась роль вненаучного, либо запретного знания.
Но в данном вопросе нас более интересует не характеристики иррациональной составляющей познавательного процесса, а природа его проявления в научно-исследовательской деятельности. Познавательный процесс представляется как целый ряд преобразований от зарождения идеи через интуитивный поиск и озарение к логическому построению и выводному знанию о предмете. В этих целях для рассмотрения изучаемого вопроса выделяется природа познавательной деятельности как механизм реализации познавательной способности посредством природных инструментов человека - его чувственного восприятия мира и сознательной деятельности.
Так, любое знание начинается с постановки проблемы, указывающей направление поиска ответа. Момент возникновения вопроса есть проявленное начало движения мысли в направлении непознанного (иррационального). Начало движения мысли задает условия для направления поиска решений, а именно: выявление необходимых знаний на данную тему и определение «пробелов» (неизвестного) в познании. Возникающие предположения по решению заданной проблемы, ставят новые вопросы: что есть истинное и приемлемое? В этом периоде познания участвует интуиция. Состояние интуиции человек ощущает при вдохновении, когда непосредственно «улавливает» сущность вещи. В процессе производства новой информации интуиция сообщает познанию новый импульс и дает направление движения.
Отметим, что мысль, возникающая у человека как способ получения и преобразования информации, может быть изначально неосознанной и проявиться как озарение, либо прозрение, вследствие чего мысль изначально воспринимается иррациональной. Тогда очевиден парадокс о том, что мысль содержит рациональный аспект, как средство мыслительного аппарата в познавательной деятельности человека, и иррациональный аспект, как озарения в момент получения информации после постановки вопроса по изучаемой проблеме. Озарение, идеи возникают в процессе познавательной деятельности человека, посредством которых проявляются возможные пути решения исследуемой проблемы.
Осознание моментов иррациональности, объяснение с позиций рационализма выстраивает теоретическое обоснование, исходя из существующих принципов; либо на основе обобщения, вытекающих предположений и выводов, выявляется закономерность. Суть изучаемого предмета (объекта, явления) постигается в процессе осознания. Но при этом возникает парадоксальное ощущение: решения вопроса и возникновения нового. Естественный переход в творческом процессе от состояния знания к состоянию незнания, говорит о непрерывной, познавательной деятельности, посредством проявления интереса к новому. Познавательный интерес человека к новому порождает новую проблему. В данном контексте хотелось добавить, что при усвоении нового знания границы познанного расширяются, и происходит переход на новый квантовый уровень познания. Рассматривая вопрос о природе познавательной деятельности, и учитывая квантовые переходы, представим познавательный процесс в виде графика (см. рис.).
Данное положение обосновываем тем, что мысль (информационная категория), действующая в полном соответствии с ее напряжением и импульсом, данным ей, и подчинена тому же закону в своем действии, как и всякая энергия, и все наши ощущения являются исключительно действиями энергии. Одна из форм энергии - это свет (форма вибрационного, колебательного движения), а свет имеет волновую природу [1,6]. По графической форме обозначения процесса очевидно проявление принципа вибрации - «все находится в движении, все вибрирует». Принцип объясняет, что различие между разными проявлениями материи, энергии, главным образом зависит от изменений скоростей вибрации (см. линия пунктиром). Здесь происходит движение (вибрация) от иррационального познания (интуиция) к рациональному через осознание.
Хотелось бы отметить момент осознания с позиции чувственного познания. Осознание характеризуют иррациональной способностью человека в познавательной деятельности, то есть работой сознания человека в процессе осознания иррациональных моментов познания мира. Осознание в точках иррациональности (переходы) включает рациональный аспект, то есть разум проливает свет на момент истинности знания.
Рассуждая о природе света, приходим к выводу, что поскольку свет имеет квантово-волновую природу, обладает свойствами сохранения и передачи информации (процесс фотографирования) и оказывает физические, химические, биологические воздействия, отражаясь через систему глаза в мозгу человека, то свет влияет и на мыслительную деятельность. Из чего следует, что восприятие и отображение света (информация и передача) тождественны восприятию и отображению знания, как моменту возникновения идей, озарений и поиску подтверждений, обоснований. Отсюда познавательная деятельность, по аналогии света, также имеет волновую природу (квантово-волновую) [5], что отображается в последовательности иррациональных и рациональных составляющих процесса познания и переходе (квант) на новый уровень знания при доказательстве, построении теории и практическом применении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. - М., 1989.
- Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. Причинность и познание. Изд. второе, дополн. -Севастополь, 2003. - С. 187, 188.
- Коваленко В.А. Организация творческого мышления // Вопросы философии № 8, 2002. - С.78-87.
- Купарашвили М.Д. Сумма трансценденталий. Часть 1. Онтология разума: Монография. - Омск: Омск.гос. ун-т, 2002.
- Щеглов В.Н. Модель согласования выводов из теорий, используемых для объяснения особых состояний сознания // Сознание и физическая реальность. - Т. 9, № 5, 2004.
- Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. - М., 1966.