Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

Muratov V.S.
На современном этапе развития товароведения необходимо обеспечить гармоничное развитие двух направлений - практического и научного; они дополняют и обогащают друг друга, выявляют новые проблемы и пути развития товароведения. Такая гармония уже заложена в следующем определении термина «товар» (М.А.Николаева): товар - это объект купли - продажи ( экономический, управленческий и юридический подходы, практическое направление) и средство удовлетворения потребностей потребителя (технический подход, научное направление). Это не означает, что не проводятся важные научные исследования в рамках первой составляющей. Речь идет только об исторически сложившихся наименованиях направлений развития в товароведении. Такой подход позволяет развивать новый путь развития товароведения - прогнозирование перспективных товаров, разработка их свойств с учетом предполагаемых потребностей , обеспечение и сохранение таких свойств на всех этапах товародвижения.

Объектами товароведной деятельности являются товары. Не только товары народного потребления, но и товары производственного назначения ( промышленное сырье и материалы, комплектующие изделия, оборудование и т.п.). В таможенном деле к товару относится все движимое имущество, в том числе валюта, ценные бумаги, валютные ценности, энергия. В последние годы сфера товароведения расширилась и стала включать услуги и их материальный результат.

Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы. В первую входят товароведы-специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей. Выделяют три основных направления товароведной деятельности: технологическое, обеспечивающее технологию товародвижения; организационно-управленческое, связанная с организацией работы торговых предприятий и оптовой торговли, управлением торговой деятельностью, методиками исследования и анализа торговых операций; маркетинговое, предназначенное для выявление потребностей и товаров как средств их удовлетворения.

Вторая группа представлена потребителями. Потребитель является основным объектом маркетинга в товарном обращении и анализ потребителей может проводиться по следующим направлениям: потребности и мотивации потребителей; потребительские предпочтения товаров; намерения совершить покупку; поведение до, во время и после покупки; факторы, влияющие на поведение потребителей; удовлетворенность потребителей; отношение к анализируемому товару; отношение к предприятию. Товаровед должен сформировать товарную номенклатуру с учетом реального или прогнозируемого спроса, стимулировать сбыт путем оптимального позиционирования товаров для показа их достоинств в сравнении с другими товарами-аналогами и фирмами-конкурентами, рационально спланировать и организовать работу торгового предприятия.

Переход к рынку требует нового отношения к запросам потребителей и к товару, как средству их удовлетворения. Поэтому недостаточно в технологических и технических вузах изучать только технологию производства продукции. Необходимо знать конечный результат этого производства - товар, с соответствующей товароведной характеристикой, а также потребности в нем. Характеристика включает: товарную группу или вид товаров; характеристику наиболее значимых для данного товара потребительских свойств; классификацию и ассортимент, факторы, формирующие качество; оценку и градации качества; факторы, влияющие на сохраняемость, потери при хранении и подготовке к реализации; условия и правила эксплуатации; приемы утилизации; средства информации о товаре. В технологических и технических вузах и соответствующих факультетах целесообразно преподавание частных разделов товароведения, а также организация соответствующих кафедр, в том числе и ведущих подготовку товароведов, как в Самарском государственном техническом университете.