Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством подготовки специалистов и ориентированная на достижение запланированных результатов деятельности вуза, [4]. Основной целью СК является не только обеспечение обратной связи «ВУЗ - потребитель», но и повышение статуса высшего образовательного учреждения, укрепление его позиций на рынке образовательных и научных услуг.
Известно, что любая работа по оценке деятельности вуза начинается с проверки документации. Документация системы качества (политика и цели в области качества, руководство по качеству, документы по планированию, информационные карты процессов и документированные процедуры, записи по качеству, правовые, нормативные, технические, организационно-правовые и методические документы) позволяет оценить: организационную и функциональную структуру вуза; реализацию планов его стратегического развития на краткосрочную и среднесрочную перспективы; уровень академической квалификации преподавателей и научных сотрудников; качество образовательных программ, удовлетворяющих, общественному спросу; содержание учебного, научного, производственного и других процессов; материально-техническую базу вуза, охватывающую «всю совокупность условий» его функционирования (здания, оборудование, библиотека и др.).
Основное место в действующей вузовской системе качества занимает процессный подход, принципиальное отличие которого от функционального заключается в том, что основное внимание концентрируется не на самостоятельных функциях, выполняемых различными подразделениями и должностными лицами, а на межфункциональных процессах, объединяющих отдельные функции в общие потоки и нацеленные на конечные результаты деятельности организации, [1]. Процессный подход обеспечивает непрерывность управления на стыках между отдельными процессами, подразделениями и должностными лицами при их взаимодействии; четкое разграничение сферы ответственности между сотрудниками; большую ориентацию работы образовательной организации на запросы и интересы потребителей; оптимизацию административно-организационной и функциональной структуры вуза для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях его деятельности.
Используемые процедуры и механизмы системы качества (самооценка, аудит, рейтинг, социологические опросы и др., [3]) выявляют сильные и слабые стороны деятельности высшего учебного заведения и определяют области их улучшения; диагностируют существующие и потенциальные возможности, барьеры и угрозы развития; обусловливают возможность распространения передового опыта подразделений и сравнения с лучшими результатами, достигнутыми как в данной организации, так и в других; стимулируют рост квалификации и профессионализма преподавателей и сотрудников, развития их творческой инициативы; повышают эффективность всех видов работ подразделений вуза.
Таким образом, система качества, созданная с целью достижения требуемых результатов и обеспечения востребованности выпускников на рынке труда, способных успешно адаптироваться в условиях внешней среды, обеспечивает мониторинг всех процессов в вузе и служит для оценивания и признания качества вузовской деятельности с позиций менеджмента качества при государственной аккредитации и независимой общественной экспертизе.
Список литературы
- Азарьева В.В., Круглов В.И., Пузанков Д.В. и др. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. - СПб.:ЛЭТИ, 2007. - 408 с.
- Звонников В. И., Нефедов В. А. Концепция системы менеджмента качества образования в университете // Журнал: Менеджмент сегодня, №4, 2005 г.
- Соловьев В.П., Тишина Е.Ю., Н.И. Максимов и др. Основные подходы к формированию модели системы качества в вузе. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - 18 с.
- Степанов С.А. Модель и критерии эффективности внутривузовской системы менеджмента качества // Журнал: Качество инновации образование №1, 2004 г. - с.30-37.