Центральное место в системе профессиональной подготовки будущих специалистов занимает целенаправленное использование специально подобранных средств и методов физического воспитания. Одним из форм развития физических качеств у студентов является применение тренажёров и тренажёрных устройств. Они, наряду с различными формами направленного использования физической культуры, призванными удовлетворять интересы молодёжи, становятся всё более популярными. В стенах нашего вуза данному виду двигательной активности отдают предпочтение 46% студентов.
Занятия в тренажёрном зале выступают как неотъемлемая часть образа жизни студентов, являются сферой удовлетворения необходимых потребностей в двигательной активности, позволяют наиболее полно реализовать свои физические возможности, играют одну из важнейших ролей в решении проблемы рационального использования свободного времени. Наравне с улучшением физических качеств наблюдается положительная динамика практически всех показателей психических процессов. Содержание этих занятий позволяет значительно улучшить показатели в силовом компоненте физического развития и при этом способствует наиболее выраженному развитию психолого-педагогических качеств, которые условно можно разделить на группы:
- профессиональные (внимание, оперативность, усидчивость, исполнительность, самостоятельность, инициативность, эмоциональная устойчивость.);
- волевые (целеустремленность, выдержка, настойчивость, самообладание, уверенность, самоотверженность);
- нравственные (добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм, ответственность, аккуратность).
Изучая интересы студенческой молодежи к различным видам двигательной деятельности, мы сделали вывод, что доминирующими мотивами занятий с применением тренажёров являются:
- сам процесс тренировок - занимающимся нравится выполнять силовые упражнения;
- развитие у занимающихся силы, воспитание волевых характеристик, приобретение красивой и стройной фигуры, поддержание постоянного физического развития, возможность стать более привлекательным;
- данные занятия повышают авторитет, возникает желание стать лидером в определенной социальной структуре, повышается чувство собственного достоинства, появляется ощущение физического совершенства, занимающимся приятно, когда на них обращают внимание. А это - приобретение определённого статуса и повышение престижа в определённых слоях общества, порой значимых для занимающихся. Происходит самореализация личности, которая отражается в физическом совершенстве студента, занимающегося в тренажерном зале.
Целенаправленное использование занятий в тренажерном зале позволяет уже на первом курсе значительно ускорить процесс адаптации бывшего школьника к новым социально-педагогическим и психологическим переменам в вузовской жизни, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности, повысить качество профессиональной подготовки специалистов, обеспечивает всестороннюю подготовленность к социально значимой деятельности (формирование личности с характерным набором свойств, качеств и функций).