Преобразования выполняются в соответствии с принятым сводом правил-стандартов (в первую очередь - образовательных стандартов), нормативов, устоев, требований, принятых и апробированных в системе обучения согласно действующей образовательной парадигме. Будучи рядоположенными, созданные ранжированные множества учебных элементов, обладают совершенно равными (с точки зрения передачи учебной информации) возможностями использования в учебном процессе, но логика последовательного раскрытия и усложнения содержания учебного материала требует соблюдения назначаемых приоритетов. Вводимые требования отражаются в нормативных документах департаментов министерства образования, предписывающих последовательность и правила изучения различных учебных дисциплин, а также начальные условия их сочетания элементов учебного тезауруса обучаемых.
В свою очередь исходные тезаурусы учебных дисциплин, как правило, не совпадают явно и по возможности даже дистанцируются друг от друга (отрезки Sn1, Sn2, Sn3 на рис.1 не перекрывают друг друга). Но в процессе ознакомления, изучения, осмысления, разрешения нескольких родственных проблем происходит последовательно-операционное логико-семанитическое пересечение всё более расширяющихся множеств постановочно-корректирующих вопросов и выстраиваемых обучаемым вначале пробно-запросных, а затем утверждающе-поисковых конструктов-вариантов ответов на возникающие в пилотном поиске частные вопросы. В этом непрерывном конкурсном поиске и построении оптимальной структуры истины тезаурус обучаемого приобретает всё более совершенную организацию и на этапе обобщения изучаемых дисциплин он формируется уже на основе сложно подчиненных дисциплинизированных множеств понятий, определений, терминов и т.д., синтез которых базируется и подчиняется законам приоритетов, поглощения, отложенности проявления влияния и многим другим.
Динамика подчинения воспринимаемой учебной информации отмечена несколькими качественно различными этапами. В первом приближении границы этих этапов можно задать сторонами параллелограмма "конвергенции-дивергенции", определяющими (достаточно условно) моменты убеждения индивидуума в необходимости воспринять [но не отвергнуть] поступившую к нему информацию и затем - момент начала запоминания первого сегмента учебной информации. Сначала внимание и мотивация обучаемого полностью определяют этап первичной оценки привлекательности и информативности учебного сообщения (отрезок VR рис.1). Преодолевая порог убеждения (ареал линии BD), информация обрабатывается уже механизмами внутреннего сравнения, что в большей мере характерно для этапа пребывания ее (учебной информации) в промежуточной памяти (RY). Окончательная символизация и глубокая свертка происходит после признания индивидом безусловной ценности приобретаемых знаний (линия EF - т.н. рубеж запоминания). Как правило, сам процесс запоминания (YX) происходит в несколько итераций, что сопровождается вспоминанием и последующим всё более убедительным (самоубеждающим) усвоением сведений (учебных знаний), и заключительным отчуждением знаний, что происходит в процессе дальнейшего осознания и отчуждения содержания учебных сообщений (XN).
Необходимость обеспечения запроса процессов мышления требует организации значительно более надёжного, но и относительно сложного пути извлечения ресурсов, запрашиваемых из долговременной памяти. На этапе поиска и перепроверки активизируемых элементов, полученных из глубин долгосрочной памяти (NQ), а также непосредственной инициализации запроса (QJ) и помещения в стек промежуточной, а затем и кратковременной памяти затребованного блока, действие происходит в режиме α ритма (ведущая, основная частота работы мозга) и практически соответствует "темпу мышления". Отмечается совершенно отличная динамика продвижения информации при её погружении и инициализации в процессе обслуживания запроса, т.е. при решении задач обеспечения потребностей мышления (в частности, при построении вариантов максимально обоснованных ответов на возникающие проблемы). Показательно, что полное раскрытие смысла раскрываемой свертки предоставляемой долговременной памятью информации происходит на уровне кратковременной памяти. До этого, по сути последнего и решающего уровня, инициализация осуществляется в форме раскрытия маски образа информации, т.е. "подъём", продвижение информационных запросов на уровень кратковременной памяти выполняется в максимально плотной, концентрированной упаковке. Востребованный образ может быть и не развернут полностью в текущем акте мышления, но он и не будет препятствовать мыслительному процессу, занимая в противном случае дополнительный ресурс в оперативном поле мышления. В этом относительно ограниченном пространстве непрерывно взаимодействуют, подвергаясь сравнению и оценке, поступающие вновь учебные сообщения и уже имеющиеся в распоряжении обучаемого временно доминирующие элементы знаний.
Параллельно с погружением знаний в процессе восприятия формируется, конструируется и, развиваясь, совершенствуется многоуровневая, снабжаемая и по природе неотъемлемо обладающая межслоевыми флуктационными связями, система знаний. Эта система создается в форме некоторой надсистемы, задающей и определяющей процессы конструирования и модификации значительной части тезауруса обучаемого. Причем одновременно, согласно методике обучения, организуется и алгоритмически проявляется жесткая иерархия выделяемых блоков-слоев:
Знания - некоторое число последовательных слоев коррелированных учебных элементов.
Рис.1. Преобразования учебной информации
Умения, представляемые как качественно трансформированные группировки в значительной степени зависимых между собой слоев знаний, где каждый последующий полностью зависит от предыдущего, базисного для него слоя осмысленных и усвоенных учебных сообщений,
Навыки - вершинные, доминирующие слои, накапливающие и подытоживающие результат процесса обучения.
Вся пирамида приобретаемых и сравниваемых учебных элементов в неукоснительном совершенстве подчиняется правилам Гартмана. Подобная система требует принятия решения на как можно более низком уровне, т.е. необходимо соблюдение принципа субсидиарности - передачи решения на верхний уровень только в случае невозможности разрешения проблемы на низшем уровне. Выстраиваемая система функционирует исключительно в режимах реального времени. Это предопределяет внутренние алгоритмы взаимодействия конкуренции и взаимовлияния всех анализируемых элементов системы.
В конечном итоге это приводит к перманентному совершенствованию системы понятий, определений и т.п., усваиваемых обучаемым и в последствии воспринимаемых во внутреннем убеждении как личную собственность (на приобретенные знания). Свою доминантность каждый блок слоев и слой в своей группировке, доказывает, непрерывно увеличивая (расширяя) и усложняя внутреннюю структуру. Однако, не подтвержденные, либо не выдержавшие испытания практикой деятельности знания, рефлексируются и отвергаются обучаемым. Хотя и не исключено, что в последствии именно они могут послужить основой формирования качественно новых, развитых сомнении, знаний.