Немецкие пропагандисты серьезное внимание уделяли насаждению нацистской идеологии среди иранской молодежи. В декабре 1937 г. в Иран прибыл руководитель «Гитлерюгенда» Бальдур фон Ширах. Для германского гостя в присутствии министра просвещения Ирана на стадионах Амджадие и Джалалио были устроены торжественные смотры иранских бойскаутов, школьников и студентов. Иранская молодежь даже прошла военным маршем с нацистским приветствием. Затем Бальдур фон Ширах направился в местность Манзарие, где он осмотрел сборы иранских бойскаутов, после чего был приглашен на банкет. А накануне своего отъезда из страны руководитель «Гитлерюгенда» был принят правителем Ирана Реза-шахом [1. - Ф. 94. - Оп. 21а. - П. 122. - Д. 2. - Л. 207-213].
Молодежные организации создавались в Иране по германскому образцу. С 1939 г. бойскаутские отряды стали обязательными организациями в школах, а верховным их руководителем был назначен наследный принц Мухаммед Реза. К началу Второй мировой войны отряды бойскаутов превратились в военизированные группы иранской молодежи, идеалом для которых служил Третий рейх.
Германия принимала активное участие в открытии учебных заведений в Иране. Еще до Первой мировой войны в Тегеране был открыт немецкий колледж, а в Урмии и Хое - миссионерские школы. В середине 1930-х гг. иранские учебные заведения перешли в полное распоряжение немецких инструкторов и педагогов, прибывших в страну по приглашению правительства. Только в 1939 г. в Иран прибыло более десятка немецких учителей. Немцы возглавляли кафедры почти во всех учебных заведениях страны, они также руководили учебным процессом в сельскохозяйственном и ветеринарном институтах. В иранских школах программы строились по германским образцам. Особое внимание обращалось на изучение немецкого языка, преподаванию которого уделялось пять-шесть часов в неделю. На уроках педагоги из Третьего рейха внушали учащимся мысли о превосходстве арийской расы, о «вечной дружбе» Германии и Ирана.
Во второй половине 1930-х гг. по инициативе иранского правительства была создана «Организация по ориентации общественного мнения», с которой германским пропагандистам удалось установить хорошие связи. В организацию входили влиятельные лица Министерства просвещения Ирана, общественные и культурные деятели, члены ученого совета Тегеранского университета, руководители бойскаутского движения.
Учащиеся школ и студенты, а также служащие должны были в обязательном порядке посещать лекции, устраиваемые членами организации. С помощью организации немцы распространялись исключительно положительные материалы о нацистской Германии. В иранских газетах было обилие снимков по присылаемым из Берлина клише, статьи о «возрождающейся» Германии [2. - Ф. 413. - Оп. 13. - Д. 3497. - Л. 117].
В самом Третьем рейхе также обучались студенты из Ирана. Так, большинство иранских врачей получили образование в Германии. Это было неудивительно, так как в то время Германия являлась основным поставщиком медицинского оборудования в Иран [2. - Ф. 413. - Оп. 13. - Д. 1390. - Л. 19].
Всего к 1936 г. в Третий рейх для продолжения учебы иранским правительством за счет бюджета было командировано 39 студентов, а еще 27 иранцев направились в Германию за свой счет [1. - Ф. 94. - Оп. 20а. - П. 121. - Д. 3. - Л. 124, 133].
Попав в Третий рейх, иранцы, напичканные германской пропагандой с малых лет, являвшиеся выходцами из семей крупных помещиков и торговцев, становились при возвращении на родину немецкими агентами.
Большой пропагандистский эффект дали Олимпийские игры 1936 г., проходившие в Берлине. Не смотря на то, что Иран официально и не принимал участия в играх, в Третий рейх была направлена специальная делегация. Вместе с другими спортсменами в олимпийской деревне близ Берлина в специальном лагере располагалась группа иранских учащихся - физкультурников. Вернувшись на родину, большинство из них стали проводниками германского влияния в стране. Проведенные в Германии Олимпийские игры оказали на наследника шахского престола Мухаммеда-Резу такое впечатление, что летом 1939 г. им было принято решение проводить в Иране каждые два года национальные олимпиады [1. - Ф. 94. - Оп. 23а. - П. 124. - Д. 3. - Л. 61].
Таким образом, мощная идеологическая экспансия, главным объектом которой стала иранская молодежь, принесла свои плоды - к началу Второй мировой войны в Иране была сформирована прогерманская «пятая колонна», а многие молодые иранцы увидели в лице Германии силу, способную принести свободу и процветание их стране.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Архив внешней политики Российской Федерации (АВП РФ).
- Российский государственный архив экономики (РГАЭ).