Подчиняясь закону диалектики о переходе количественных изменений в качественные, большинство известных заболеваний развиваются исподволь, постепенно. Существует целый ряд пограничных состояний, занимающих промежуточное положение между полным здоровьем и клинически выраженной картиной болезни. Эти состояния различаются биохимическими, эндокринными, физиологическими, психоневрологическими параметрами, однако в большинстве случаев распознаются с более или менее продолжительным запозданием. Подобная ситуация вносит вклад в увеличение заболеваемости населения и в целом снижает уровень здоровья населения, неблагоприятно сказывается на демографических показателях. Нужно отметить, что несмотря на широкие возможности современного диагностического оборудования, вопросы своевременной доклинической диагностики пограничных состояний остаются открытыми вследствие ряда причин: запоздалого обращения пациентов, несовершенства системы здравоохранения, отсутствия всецело разработанного механизма всеобщей диспансеризации и т.п.
Более того, современная цивилизация достигла небывалого технического прогресса в области медицинской техники, выдающихся теоретических и практических достижений во всех отраслях медицины и биологии, проникла в тайны микромира на субклеточном, молекулярном, атомарном уровне, исследовала тончайшие механизмы физиологических, этиопатогенетических, фармакодинамических и фармакокинетических процессов, создала обширный арсенал высокоэффективных лекарственных средств. Мы с большой долей уверенности способны теоретически описывать и моделировать механизмы развития заболеваний, знаем факторы и категории риска, теоретически имеем необходимые средства лечения и профилактики. Прогресс медицинской науки второй половины XX - начала XXI вв. действительно объективен и неоспорим. Он давно вышел как на уровень углубленных узкоспециальных, так и, напротив, междисциплинарных исследований на стыке нескольких специальностей. Казалось бы, неминуемо следовало ожидать значительного скачка, прорыва в области динамики демографических показателей, сокращения заболеваемости и смертности всех или большинства категорий населения. Что же мы имеем на самом деле? Как ни странно, реальность далека от радужных прогнозов. Современная медицина достаточно давно и успешно излечивает различные виды травмы и другой хирургической патологии, большую часть инфекционных и некоторые другие заболевания. Однако следует, набравшись смелости, признать, что в целом большинство форм терапевтической патологии (сердечно-сосудистой, гастроэнтерологической и т.д.) остаются неизлечимы: их можно стабилизировать, задержать в состоянии ремиссии, но не более того, поскольку формирующиеся постепенно морфологические изменения в тканях и органах необратимы, а предотвратить их образование на стадии функциональных нарушений возможно, но трудно в силу поздней диагностики и других упомянутых уже выше причин (в какой-то мере эта проблема имеет прямое отношение к системе организации здравоохранения). Поэтому даже в детских возрастных категориях и среди молодежи призывного возраста с годами неуклонно растет доля больных, страдающих хроническими формами патологии.
Столь же серьезна проблема профилактики и лечения инфекционных болезней вирусной этиологии: эффективность противовирусных препаратов оставляет желать лучшего, что сводит комплексное лечение к применению в первую очередь общеукрепляющих, иммуномодулирующих, симптоматических средств, но в конечном итоге решающую роль в процессе выздоровления по-прежнему, как и сотни лет назад, играет собственная иммунная защита организма, силы которой мы в состоянии (или не в состоянии) бываем поддержать. Отсюда столь неутешительные статистические показатели осложнений, смертности и роста заболеваемости населения вирусным гепатитом, ВИЧ-инфекцией и т.д. В настоящее время над человечеством нависла угроза птичьего гриппа, вдруг неожиданно напомнившая всем урок печально известной пандемии гриппа-испанки 1918-1919 гг. И оказалось, что за истекшее столетие мы не столь далеко ушли в своих возможностях борьбы с вторжением чужеродной биологической субстанции в организм. Что же касается проблемы онкологической заболеваемости, о ней лучше не вспоминать. В этой области (исключая возможности оперативной техники) кардинальных изменений положения на протяжении последнего столетия не наблюдается; показатели онкологической заболеваемости и смертности населения по этой причине, несмотря на применение все новых, на первый взгляд, весьма совершенных методик лечения, остаются крайне тревожными, неуклонно продолжая расти.
Таким образом, вместо ожидаемой параллельно научно-техническому прогрессу положительной динамики состояния здоровья населения наблюдается стойкая стабильность ситуации (стагнация) сродни известному кризису в области физики на рубеже XIX-XX столетий. Наметился буквально тупиковый путь естественнонаучных исследований.
Для объяснения создавшегося положения в периодической литературе чаще всего в лучшем случае привлекаются в принципе объективные тезисы о недостаточном качестве образования, экономических трудностях в системе здравоохранения и социальных проблемах в целом в стране (в худшем случае ситуацию скромно обходят молчанием). Однако при этом наши специалисты добиваются каждый в своей отрасли достижений, не уступающих, а порой и значительно превосходящих зарубежные. Несмотря на отсутствие трудностей в финансировании медицинских программ в развитых зарубежных странах, колоссальных затратах финансовых средств, приверженности населения стран Запада к здоровому образу жизни, показатели здоровья населения остаются сопоставимы как в России, так и за рубежом. Следовательно, проблему необходимо ставить значительно шире.
Не исключено, что человечество переоценивает уровень своих знаний о биосфере и в целом о сущности живой материи. Можно полагать, путь к решению этой проблемы лежит в другой плоскости и сводить его к банальным взаимодействиям ферментных систем на трансмембранном уровне по меньшей мере чрезмерно самонадеянно для нас. Можно рискнуть высказать предположение о том, что истина где-то рядом, однако для поиска ее скорее необходимо вернуться от узкомедицинской тематики к глобальным исследованиям в области философии, естествознания, физики полевых взаимодействий, т.е. идти, как на заре человеческой цивилизации, от общего к частному, а не наоборот, как это стало принято у нас и не только у нас в последнее время. Нельзя оставлять эти вопросы без ответа, для их разрешения уже сейчас необходимы фундаментальные государственные и международные междисциплинарные исследовательские программы, в противном случае будет поздно, так как любая система, совершающая колебания в рамках нестабильного равновесия, склонна к регрессу. В нашем случае это грозит регрессом человеческой цивилизации.
Человечество отнюдь не бессильно. Однако кардинальное улучшение состояния здоровья населения и принципиально новые пути профилактики и излечения болезни возможно получить, на наш взгляд, лишь при условии выхода на качественно новый уровень знаний о сущности живой материи и, как следствие, этиопатогенетических процессах. Самым сложным аспектом этой проблемы является, быть может, трудность преодоления собственных традиционных стереотипов мышления.