В условиях построения правового государства одной из приоритетных становится идея формирования личности, способной ориентироваться в актуальном социально-правовом поле, осуществлять правильный выбор поведения в юридически значимых жизненных обстоятельствах, базирующийся на осознании выгодности руководствоваться легитимными нормами в повседневной жизни. С позиций современных требований усилия сотрудников, реализующих правовое воспитание несовершеннолетних осужденных в исправительных учреждениях, должны быть направлены на педагогическое сопровождение событий, обеспечивающих освоение воспитанниками актуального социально-правового пространства как сферы безопасности в системе вероятных угроз и рисков в сфере правовых отношений.
В этой связи одной из наиболее значимых становится проблема о выборе приоритетных методов, используемых в процессе правовой социализации воспитанников. При ее решении мы исходим из того, что в процессе правовой социализации решаются две группы задач, одна из которых затрагивает аспекты социально-правовой адаптации, предполагающей приспособление человека к условиям социально-правового пространства, другая - социально-правовой автономизации личности с присущей установкой на себя, базирующейся на ощущении безопасности и уверенности в собственных возможностях при использовании правовых механизмов защиты своих интересов.
Такое понимание ориентирует на обращение к системе бинарных методов, предполагающей выделение пар методов «воспитания»-«самовоспитания»; данный подход достаточно полно представлен в классификации методов, обоснованной М.И. рожковым [3, с.57]. Каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания в предложенной системе отличается один от другого тем, на какую сферу человека оказывает доминирующее воздействие; при этом выделены следующие сферы: интеллектуальная, эмоциональная, мотивационная, волевая, саморегуляция, предметно-практическая, экзистенциальная.
При том, что каждая из них заслуживает внимания, особая роль, по нашему мнению, отводится экзистенциальной личностной сфере. Такой вывод основывается на результатах исследования особенностей правосознания воспитанников исправительных учреждений, выявившего в ряду личностных особенностей данной категории молодежи отсутствие опыта социальноправового поведения, несформированность навыков ориентации в системе нравственноправовых отношений, непонимание сущности категорий «справедливое», «должное», «необходимое» [2, с.85-100]. Методы воздействия на экзистенциальную сферу призваны помочь в преодолении перечисленных недостатков: направленные на включение воспитанников в систему новых для них отношений, они становятся инструментом, не позволяющим молодым людям вести себя противоправно. Средством позитивного личностного изменения в данном случае выступают оценочные или установочноповеденческие суждения по поводу юридически значимых жизненных ситуаций.
К числу методов данной группы отнесены метод дилемм и рефлексия. По нашему мнению, эффективность их использования может быть достигнута в рамках системы воспитательных мероприятий, проводимых на основе специально разработанной программы. Проводимые в форме кружковой или клубной работы, они должны быть яркими, эмоционально насыщенными, восприниматься воспитанниками в качестве важных событий. Обращение к юридически значимым дилеммам оптимизирует формирование экзистенциальной сферы, поскольку в процессе выбора воспитанник обнажает свою ценностно-нормативную систему, определяет вектор жизненных установок и устремлений.
В разработанной нами программе «человек в правовом поле», предназначенной для воспитанников исправительных учреждений, методу дилемм уделяется особое внимание. Он используется в ходе проведения зрительских/читательских конференций, познавательных и ролевых игр, дискуссий, бесед, педагогических тренингов, тематических вечеров. Активному восприятию ситуаций, требующих вариативных решений, способствуют соотнесение содержание дилемм с реальной жизнью воспитанников, простота для понимания, неоднозначность вероятных ответов, острота содержания, др.
В качестве примера успешного использования метода дилемм можно привести зрительские конференции, посвященные обсуждению художественных и документальных фильмов. Так, фильмы «Сто первый километр» и «Семь нянек», главные персонажи которых постоянно находятся в обстоятельствах выбора, послужил базой для суждений слушателей по поводу прогнозирования своей собственной жизненной перспективы. Вопросы. типа «А как следовало поступить в этой ситуации?», «А Вы поступили бы в этой ситуации так же или выбрали бы другой вариант поведения? что получилось бы в результате этого?» способствовали осознанию ответственности выбора с позиций его причин и последствий.
Известно, что влияние субкультурных запрещающих норм в воспитательных колониях выступает препятствием для высказывания вслух тех или иных мыслей, противоречащих неформальным идеологическим представлениям. В этой ситуации трансформация метода дилемм в метод, основанный на рефлексии, становится важным средством, позволяющим не останавливать, а продолжать, хотя и на внутриличностном уровне, суждение по поводу вариантов разрешения социальноправовых проблем. рефлексия предусматривает выработку анализа и прогнозирования событий в определенных обстоятельствах. В процессе реализации программы «человек в правовом поле» мы имеем возможность убедиться в том, что при создании соответствующих условий воспитанники осознанно включаются в рефлексивную деятельность. Формами ее применения могут быть минисочинения, заполнение анкет, выполнение тестовых заданий, таблиц, предусматривающих констатацию последствий совершенного преступления («выигрышей» и «проигрышей» в контексте их долговременности и кратковременности) с последующими выводами, др.
Воздействие на экзистенциальную сферу в процессе правовой социализации способствует формированию способности воспитанников к самоопределению в социально-правовом пространстве на основе осознанного выбора. Педагогическое влияние при этом предусматривает помощь воспитанникам в понимании ситуации юридически значимого выбора, стремлении к самостоятельному решению проблемы, выявлению причин успехов и неудач.
Список литературы
- Николайченко В.В. Пенитенциарные и постпенитенциарные преступления: криминалистическая теория и практика: Дисс. докт. юр. наук. - Саратов, 2006. - C. 36.
- Панова О.Б. Правовое воспитание несовершеннолетних в истории и теории педагогики: Монография.Вологда: Вологодский институт права и экономики ФСИН россии, 2010. - С.85-100.
- Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2008.