Цель данного исследования - определить конформность членов спортивной группы при совместной деятельности.
Конформизм, по мнению А. В. Петровского (1986г.), может быть охарактеризован как поведение, соответствующее социальным ожиданиям группы, когда в результате столкновения личного опыта и мнения с групповыми, человек принимает сторону группы. Подчинение личности мнению и давлению группы может быть внешним и внутренним.
В основе деятельности спортивной группы, коллектива лежат идейность и нравственность, общая спортивная цель.
По своему характеру групповую деятельность можно разделить на две категории в зависимости от видов спорта: командную (спортивные игры, эстафеты и т. п.) и индивидуальную (гимнастика, плавание, легкая атлетика, пятиборье).
Уровень развития спортивной группы показывает степень ее развития по двум критериям: опосредованность межличностных отношений совместной деятельностью и общественная ценность содержания деятельности группы. В группах низкого уровня развития характерно отсутствие ценностно-ориентационного единства, что может быть источником конфликтов. Для каждого человека имеется референтная (эталонная) группа, чьи установки и ориентации не только принимаются им во внимание, но и становятся мотивом поведения личности. Поэтому в зависимости от того, является ли команда для спортсмена референтной группой или только группой присутствия, отношение его к команде и влияние команды на спортсмена будут различны.
Высший уровень развития группы в психологии определяется понятием «коллектив». Спортивная группа может стать коллективом, если она объединит людей в целостный самоуправляемый организм, члены которого подчинены одной, общественно значимой цели, взаимно сплочены, взаимно уважаемы. Это, в свою очередь, содействует воспитанию у каждого спортсмена высокого уровня сознательности, самодисциплины, спортивного трудолюбия, воли к победе и других качеств.
Основная социальная характеристика группы - содержание групповой деятельности. Она выявляется в результате ответов на вопросы: что, как и во имя чего делает группа. Первый вопрос касается целей и задач групповой деятельности, второй - способов ее организации, третий - ценностного содержания. Наиболее существенной характеристикой групповой деятельности является ее социально-ценностное содержание, общественный смысл. Успешность совместной групповой деятельности определяется наличием психологической совместимости между членами группы.
Исследованиями психологов установлено, что человек более внушаем в неорганизованной или незнакомой ему группе. Поведение человека в коллективе, членов которого он знает хорошо, определяется осознанными установками и позициями по отношению к каждому из них.
Таким образом, в результате проведенного анализа можно сделать вывод, что исследования по групповой деятельности вскрыли связь сознательного изменения поведения человека под влиянием группы (конформности) и практического интеллекта: люди, имеющие высокие показатели практического интеллекта, менее конформны, т. е. они в основном ориентируются на точность собственного восприятия.