В лингвистике в последнее время все четче вырисовывается тенденция к антропоцентрическому описанию языка, обозначенного в ряде работ, как человеческий фактор в языке Для антропоцентрической лингвистики главным является тезис о том, что язык по своей природе насквозь психологичен, человечен, так как он всегда сопровождает человека и выражает его. Язык человека настолько глубоко и органически связан с выражением личностных свойств самого человека, что, если лишить язык подобной связи, он едва ли сможет функционировать и называться языком.
Человек пользуется языком не только для выражения какого-либо утверждения, но и эмоционального отношения к миру, экспрессивного усиления своего высказывания. Эмоции, проникая в слова, закрепляются и хранятся в них, а при необходимости выражаются и опознаются с их помощью. На языковом уровне эмоции трансформируются в эмотивность. Как справедливо отмечают Огден и Ричардс, эмоция - психологическая категория, а эмотивность - языковая, поскольку эмоции могут вызываться и передаваться в языке при помощи языка. Эмотивная функция рассматривается ими как функция выражения эмоций говорящего и вызов (эвокация) подобных эмоций слушателя, а эмотивное употребление слова, как употребление с целью выразить или вызвать его с помощью чувства, переживания и установки. Соглашаясь с тем, что эмотивная функция необязательно предусматривает воздействие на адресата и что первичной функцией эмотивов является самовыражение говорящего, подчеркнём, что эмотивность художественного текста и его отдельных фрагментов в то же время всегда строится на их обращённости (явной или скрытой) к адресату и возникает во многом как следствие складывающегося в тексте эмоционального напряжения. " Понимание начинается с того, пишет Г.Г. Гадамер, - что нечто обращается к нам и нас задевает.".
Именно в ассоциативно-образном представлении обозначаемого кроется причина возникновения экспрессивного эффекта. Понимание экспрессивности как средства речи, заключающегося в её выразительности, достаточно прочно утвердилось в современной лингвистике.