Под структурой системы понимают упорядоченную совокупность ее элементов и связей между ними, отражающих взаимодействие между собой и с внешней средой, окружающей эту систему [5]. Структура системы в значительной степени определяет ее свойства и проявление ее функций во времени. Для формализации описания структур обычно используют направленные или ненаправленные графы и их частные случаи. Из этого обобщенного определения структуры и воспользовавшись определениями структуры управления из [3,7], можно сформулировать: структура организационной системы управления - это форма распределения задач и полномочий по принятию и реализации управленческих решений между специализированными функциональными подразделениями организационной системы вуза. Графически чаще всего изображается в виде иерархической диаграммы, показывающей состав, подчиненность и связи структурных единиц организации.
Организационная модель - это принципы формирования подразделений, делегирования полномочий и наделения ответственностью. По сути, организационная модель показывает, как сформировать подразделение.
В [1] показано, что для такой предметной области как образовательная система обычно используют модели систем организационного управления, в которых управление ориентировано на результат. Или по-другому - функциональные модели, для которых справедлива формула: «одно подразделение = одна функция». Организационная модель таких структур (на примере военного вуза [2]) включает в себя обязательные компоненты - руководство (администрацию), основные (осуществляющие образовательный процесс) и обеспечивающие подразделения. Все эти подразделения, как правило, образуют линейно-функциональную иерархию. Это справедливо в целом для такой предметной области, как военные (военизированные) организации и учреждения силовых министерств и ведомств.
Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип («принцип колодца») построения и специализации управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (учебная работа, научная работа, воспитательная работа, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта» или «колодец»), пронизывающая всю организацию сверху донизу (рис. 1).
Рис. 1. Обобщенная модель (линейно-функциональная с временно-целевыми компонентами) структуры военного вуза
Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система стимулирования и поощрения работников. При этом конечный результат - эффективность и качество работы организации в целом, - становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.
Преимущества линейной структуры:
- четкая система взаимных связей функций и подразделений;
- четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
- ясно выраженная ответственность;
- быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
Недостатки линейной структуры:
- отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;
- тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
- малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
- критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;
- тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
- большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
- перегрузка управленцев верхнего уровня;
- повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.
Малая гибкость и приспособляемость военного управления не позволяет простым решением руководителя организации (не смотря на незыблемость принципа единоначалия) свободно изменить даже набор элементов модели организационного управления. В [2] предлагается в условиях такого специфического функционирования использовать временно-целевые подразделения, например, для выполнения исследовательских или экспериментальных задач.
Следовательно, обобщенной моделью структуры военного высшего учебного заведения можно считать линейно-функциональную с временно-целевыми компонентами [2]. В современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства. Такая структура плохо совместима с современной философией качества.
В гражданских высших учебных заведениях используется развитие линейно-функциональной структуры организационного управления - так называемая линейно-штабная структура. Она призвана ликвидировать важнейший недостаток линейной структуры, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной (рис. 2).
Рис. 2. Обобщенная модель (линейно-штабная с временно-целевыми компонентами) структуры гражданского вуза
В качестве штаба ректора может выступать ректорат, штаба декана - деканат и т.д. В такой структуре могут присутствовать подразделения, не имеющие штаба, а также временно-целевые подразделения, например, различные комиссии, советы и т.п.
Достоинства линейно-штабной структуры:
- более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
- некоторая разгрузка высших руководителей;
- возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;
- при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.
Недостатки линейно-штабной структуры:
- недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;
- тенденции к чрезмерной централизации управления;
- аналогичные линейной структуре, частично - в ослабленном виде.
Следовательно, обобщенной моделью организационной структуры управления образовательного учреждения высшего образования следует считать линейно-штабную с временно-целевыми компонентами. Такая структура позволяет, хотя и в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Греченко Д.А. Ситуационное моделирование в задачах организационного управления вузом./Д.А.Греченко, В.А. Чулюков // Междунар. научн.-практ. конф. "Современные направления теоретических и прикладных исследований ´2009": сб.научн.тр. - Одесса: Черноморье, 2009. - Том 3. Технические науки - с.13-16.
- Дидрих В.Е. Моделирование информационных систем организационного управления. - М.: ИПРЖР, 2002. - 178с.,ил.
- Дэвид А. Марка SADT - методология структурного анализа и проектирования/ Дэвид А.Марка, Клемент Мак Гоуэн - М.: Мир, 1993. - 240 с.
- Поспелов Г.С. Программно-целевое планирование и управление / Г.С. Поспелов, В.А. Ириков. - М.: Сов. Радио, 1976. - 440с.
- Советов Б.Я. АСУ. Введение в специальность: Учебник для ВУЗов по спец. «Автоматизированные системы обработки информации и управления». - М.: Высшая школа, 1989. - 128 с.: ил.
- Сысоев В.В. Системное моделирование: Учебное пособие. - Воронеж: Воронежский технологический институт, 1991. - 80с.
- Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления. - М.: ВИПКэнерго, 1992. - Т.1-5.