К сожалению, ведущая деятельность ребенка переживает кризис. Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнений. Однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня сюжетно-ролевая игра уходит из жизни дошкольников. Сегодня изменились условия развития детской игры. Одно из первых условий это: отсутствие неформальных разновозрастных групп (дворовые сообщества), как главного условия передачи игрового опыта привело к разобщению детей, а значит потере навыков взаимодействия. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. Раньше игра естественным образом передавалась от старших детей к младшим, и никаких усилий взрослых не требовалось. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Сейчас очень часто дети растут по одному в семье, нет дворов с их массовыми играми, нет свободного детского общения, поэтому естественный канал трансляции игры нарушен. Дети растут среди взрослых и соответственно, чтобы дети играли, роль старшего ребенка должен взять на себя взрослый. А это значительно труднее, чем заниматься с детьми учебной деятельностью. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство. Второе условие, повлиявшее на негативное развития детской игры, заключается в том, что техническая революция значительно снизила речевые контакты - человеческое общение подменяется телевизионными передачами и компьютером. В последнее время в педагогической и психологической литературе поднимается вопрос о том, что дети дошкольного возраста все чаще отдают предпочтение не сюжетно-ролевой игре, а другим видам детской деятельности (рисованию, конструированию, просмотру видеофильмов и телепередач и т. д.), поэтому игра не развивается, становится более примитивной по тематике и по содержанию. В играх современных дошкольников преобладают бытовые и телевизионные сюжеты. Большинство детей к концу дошкольного возраста остаются на первом уровне развития игры, содержанием которого являются игровые действия. В свою очередь низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры тормозит полноценное развитие произвольного поведения. А отсутствие развитой формы сюжетно-ролевой игры ведёт к социально-личностному недоразвитию ребёнка. Главной причиной недостаточного развития сюжетно-ролевой игры современных детей является отсутствие практического участия взрослых в игровой деятельности детей. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Отсюда и вытекает третье условие: социальные изменения в обществе негативно влияют на приоритеты подражания и в семье, и в обществе. Последнее условие, влияющее на снижение интереса со стороны детей к сюжетно - ролевым играм, состоит в том, что в современном детском саду преобладают занятия познавательного характера, а в игре уделяют больше внимания ее материальному оснащению, а не развитию самих игровых действий и формированию игры как деятельности. Современные исследователи игровой деятельности дошкольников Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, отмечают стремление отдельных воспитателей превратить игру в «заорганизованное массовое действо», в средство «проработки программного материала». Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Ведь дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Все психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Игра способствует развитию подлинно творческого воображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата. А вместе с тем современные дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. Изучение работ классиков педагогики и психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), данных современных исследователей игровой деятельности дошкольников (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова), приводит к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой целью необходимо использовать обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Наверное, пришла пора признать необходимость не только руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого, но и организованного обучения самой игре. Мы не можем изменить негативное влияние современных условий на детскую игру. Но у каждого педагога есть возможность создать оптимальные условия в образовательном процессе для обучения детей игровым навыкам.