Происходящие в стране общественно-экономические и военно-политические изменения привели к тому, что сложившаяся система подготовки военных специалистов все в меньшей степени удовлетворяет современным требованиям. Это сказывается на уровне профессиональной подготовки офицеров - более 40% выпускников испытывают серьезные затруднения при исполнении своих служебных обязанностей, 30% молодых офицеров не получают удовлетворения от службы, а 20% и более готовы уволиться при первой возможности. Это связано со снижением мотивационной направленности и творческой активности военнослужащих.
Одним из необходимых условий достижения нового качества высшего профессионального образования является обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, организация общепрофессиональной подготовки офицеров по специальностям инженерного, экономического и гуманитарного профиля на базе гражданских учебных заведений высшего профессионального образования.
В настоящее время реформирование Вооруженных Сил РФ предъявляет повышенные требования к сегодняшним выпускникам военных учебных центров гражданских вузов. Данный контингент должен сочетать в себе профессиональные и личностные качества руководителя, организатора и воспитателя. Студенты, обучающиеся в данной структуре, должны постоянно быть готовы к расширению своего кругозора, способны к самообразованию и освоению новых социальных ролей, которые им придется менять в процессе своей профессиональной деятельности.
На сегодняшний день наблюдается несоответствие между уровнем подготовки выпускников военных структур гражданских вузов и возросшими требованиями к ним со стороны Вооруженных Сил, в которых они будут проходить службу на офицерских должностях. Поэтому в последнее время особо актуальным становится социологический анализ готовности выпускников военных учебных центров гражданских ВУЗов к профессиональной деятельности. Одной из составляющих данного исследования является анализ процесса формирования профессиональной готовности личности к службе в Вооруженных Силах, что определяется их направленностью и мотивацией.
Социологическое исследование было проведено с целью определения эффективности организации подготовки офицеров для службы в Вооруженных Силах в военных учебных центрах гражданских вузов.
В соответствии с проведенным исследованием была рассмотрена информированность студентов о службе в Вооруженных Силах, истинные причины поступления студентов в военный учебный центр, их отношение к военной службе и профессии офицера.
В результате анкетирования было выявлено, что определяющим в желании обучаться в военном учебном центре явилось гарантированное трудоустройство, то есть служба в Вооруженных Силах - это отметили 36% респондентов. Также большое влияние на выбор профессии военного специалиста оказывают определенные социальные льготы, предоставляемые военнослужащим (26%) и возможность карьерного роста (28%), что также явилось определяющим при поступлении в военный учебный центр.
Вызывает большую озабоченность тот факт, что 32.3% опрошенных оценили уровень престижности службы в Вооруженных Силах РФ как низкий. В целом обследуемая группа удовлетворена обучением на ВУЦ (89%), но отмечают необходимость серьезного совершенствования ныне действующей системы общеобразовательной, технической и военно-профессиональной подготовки. Несовершенство ныне действующей системы военно-профессиональной подготовки студентов гражданских вузов находит свое выражение в значительном ее несоответствии обновляемой структуре Вооруженных Сил, постоянно возрастающими требованиями к уровню знаний, умений и навыков и готовностью выпускника военных учебных центров к успешному выполнению своих функциональных обязанностей.
Таким образом, заинтересованность и позитивное отношение студентов к обучению в военных учебных центрах тем выше, чем ближе профиль общей и военной специальности, даваемых вузом, также решающее значение для обучающихся имеет социальная защищенность и возможность применить знания, полученные в военном учебном центре, в гражданской жизни. Результаты проведенных социологических исследований подтверждают тот факт, что подготовка военных специалистов в гражданских вузах не только актуальна, но и является государственным подходом к решению вопросов кадрового комплектования Вооруженных Сил.