Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 06 марта 2009 года «Через кризис к обновлению и развитию» сказано: особо хочу сказать об агропромышленном комплексе, благодаря развитию которого мы одновременно решаем две важнейшие для страны задачи - обеспечение продовольственной безопасности и диверсификация экспорта.

Поэтому мы приняли решение продолжить финансирование инвестиционных проектов по развитию экспортно-ориентированных производств, таких как организация и развитие молочно-товарных ферм, птицефабрик, откормовочных площадок, организация производства плодоовощных культур с применением капельного орошения, создание производства по сборке сельскохозяйственной техники, развитие мясоперерабатывающих производств, переработки тонкой шерсти, инфраструктуры экспорта казахстанского зерна и его глубокой переработки [1].

Казахстан входит в число 25 стран мира, основных производителей аграрного сырья (зерна и некоторых других продовольственных продуктов). Казахстан по общей территории, площади сельскохозяйственных угодий, посевам зерновых культур и картофеля входит в первую десятку основных производителей аграрного сырья. По оценкам экспертов ресурсы республики позволяют производить в 3 раза больше продовольствия, чем потребляет его население. За период реформ с 1991 г. было выведено из сельхоз оборота 14,0 млн га пашни и более 100 млн га пастбищ. При этом развал крупных товарных хозяйств привёл к существенному сокращению поголовья скота, ухудшению материально-технической базы, миграции населения из села и страны и т.д. Достаточно сказать, что поголовье крупного рогатого скота сократилось в 1,7 раза, овец и коз - в 2,3, свиней - 2,5, лошадей - 1,3 и птицы - в 2,1 раза. Мяса производится в 2 раза меньше. Сокращение производства основных видов продукции сельского хозяйства в 2008 г. по отношению к 1990 г. составило: по зерну - в 1,8 раза, мясу - 1,8, молоку - 1,1, яйцам - 1,4, шерсти - 3,1 раза.

Вызывает серьезную озабоченность высокая концентрация поголовья скота и птицы в хозяйствах населения. Так, в 2007 г. в СХП и К(Ф)Х было сосредоточено 16,3% КРС, тогда как в домашних хозяйствах - 83,7%, соответственно по свиньям - 21,2 и 78,8, овцам и козам - 27,7 и 72,3, лошадям - 25,2 и 74,8, верблюдам - 30,3 и 69,2 и только по птице - 52,2 и 47,8%.

В Республике Казахстан был принят национальный стандарт потребления (НСП) продовольствия по их основной группе, суммарная энергетическая ценность которого ниже научно обоснованного норматива потребления (НОНП) на 25%: по картофелю на 22%, овощам и бахчевым - 62, фруктам - 51, сахару - 58, растительному маслу - 35, мясу - 49, молоку - 56, яйцам - 65, рыбе - 74% и только по хлебу превышает на 10% [2].

Развитие конкурентоспособной продукции должно осуществляться на основе совершенствования законодательства в соответствии с требованиями международного конкурентного права и развития свободы конкуренции и повышения инвестиционной привлекательности.

Зарубежный опыт показывает, что сельское хозяйство относится к важнейшим сферам активного вмешательства государства. Показателем опосредованного государственного регулирования можно считать уровень бюджетной поддержки на произведенную продукцию

Для решения проблем АПК в рамках антикризисной программы государство выделило для поддержки сельской отрасли Казахстана в 2009-2010 годах, с учетом оборота, 248,6 млрд. тенге.

По его данным, в 2009 году на реализацию инвестиционных проектов было направлено 26,4 млрд. тенге. Профинансированы весенне-полевые и уборочные работы на сумму 68,8 млрд. тенге, закуп зерна - на сумму 31,8 млрд. тенге. В 2010 году будет выделено 121,6 млрд. тенге, из них на реализацию инвестиционных проектов будет направлено 93,6 млрд. тенге, а на закуп зерна - 28 млрд. тенге.

В текущем году Правительством Казахстана принят План по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы, оператором которого в части мер по развитию АПК определен холдинг «КазАгро». В рамках Плана холдингу из Национального фонда Республики Казахстан выделено 120 млрд. тенге.

Объемы финансирования АПК в рамках программ, реализуемых группой компаний «КазАгро», ежегодно растут. Так, если в 2006 году на финансирование АПК было направлено 70,2 млрд. тенге, то в 2008 году этот показатель вырос более чем в 2,4 раза (166,8 млрд. тенге).

Главной задачей холдинга является стимулирование частной инициативы по реализации долгосрочных инвестпроектов. Проекты должны отвечать двум целям: насыщению, стабилизации внутреннего рынка и повышению экспортного потенциала страны. С учетом этого «КазАгро» выделил 11 основных направлений развития АПК, определил лимиты финансирования. Так, в рамках 1-го направления планируется создание и модернизация сети овощехранилищ (общей емкостью около 75 тыс. тонн с удовлетворением дополнительной потребности в мощностях по хранению сельхозпродукции в течение 3-х лет на 26% (26,4%).

Создание сети молочно-товарных ферм позволит производить до 73 тыс. тонн молока ежегодно, увеличит обеспечение внутренней потребности в сырье с 55% до 70%, снизит импортозависимость на 15%, увеличит удельный вес племенных дойных коров почти в 2 раза (с 37 тыс. голов до 72 тыс. голов).

Будут осуществлены расширение и модернизация птицефабрик мясного направления с применением компьютерного управления и контроля всех производственных процессов, что снизит уровень импорта мяса птицы на отечественном рынке на 20%.

В рамках 2-го направления АО НУХ «КазАгро», прежде всего, намерено активизировать работу по развитию экспорта мясной продукции.

Создание мясокомбинатов с применением высокотехнологичного автоматизированного оборудования позволит производить продукцию в вакуумной упаковке для прямых поставок на российские торговые сети (производство до 20 тыс. тонн).

Планируется увеличение поголовья тонкорунных овец и доведение их удельного веса в 2012 году до 35% (с нынешних 26%) с получением экспортной продукции с высокой добавленной стоимостью, в частности производством до 3,7 тыс. тонн высококачественного шерстяного топса.

В рамках развития экспорта казахстанского зерна реализуется проект по строительству элеватора с мощностью единовременного хранения 100 тыс. тонн зерна, что обеспечит перевалку минимум 1,5 млн. тонн зерна на экспорт в прикаспийском направлении, страны Средней Азии и Ближнего Востока [3].

В 2009 г. в Казахстане был собран рекордный урожай зерна. Сбор зерна впервые превысил 23 млн. тонн (в бункерном весе). Такого результата удалось добиться благодаря благоприятным погодным условиям, использованию высоких технологий, а также проводимой государством политике поддержки сельскохозяйственной отрасли.

Традиционное экспортное направление на Иран, страны Центральной Азии и Закавказье заметно сократилось за счет собственных хороших показателей сбора пшеницы. Стимулирование экспорта зерна на нетрадиционные рынки планируется направить на Черноморские и Балтийские порты. Также отечественная пшеница «отправится» на рынки стран ЕС, СНГ, Ближнего Востока, Северной Африки, Монголии, Кавказского региона.

Активно прорабатывается китайское направление - в частности, вопросы выделения квоты на экспорт казахстанской пшеницы в 2010 году и транзита через территорию КНР на тихоокеанское побережье - для выхода на рынки Японии, Кореи и других стран региона.

Рекордными в текущем году оказались и показатели по масличным культурам - урожай в 700 тыс. тонн. По сравнению с прошлым годом на 20-25% увеличились объемы производства риса, картофеля, плодов, винограда и кормов для животноводства.

Сохранило стабильные темпы развития и животноводство: рост численности поголовья скота, производство животноводческой продукции составили в среднем 4-6% [4].

Государство представляет политическую организацию общества, в совокупности государственный механизм как целую систему хозяйствования или способ воспроизводства с помощью экономических организационных форм, фундаментом которых являются отношения собственности, принципы их взаимодействия.

Государство превращается в организацию, выполняющую функцию управления экономикой страны. Государственный контроль экономики должен осуществляться с помощью налогов, расходов и, главное, законов.

При выборе мер государственного управления в целях обеспечения продовольственной безопасности необходимо использовать макроэкономическую модель АПК для определения показателей: соотношения уровня доходов и цен, обеспечивающего население продуктами питания; себестоимости производства продовольственных товаров; системы таможенных тарифов и т.д.

К функциям государственного управления АПК рекомендуется отнести: формирование нормативно-законодательных актов, стимулирующих развитие рыночных отношений и контроль за из реализацией; определение экономических механизмов, включая ценообразование, налогообложение, финансирование, кредитование, страхование; поддержка доходов товаропроизводителей; стимулирование внедрения достижений науки и техники; решение проблемы занятости и т.д.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Назарбаев Н.А. Через кризис к обновлению и развитию // Казахстанская правда, № 64 от 06 марта 2009 г. с.1-2.
  2. http://www.ksdp-auyl.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=107%3A-2009-2011-lr&catid=1%3Alatest-news&Itemid=18&lang=ru
  3. Михайлова Д. Диверсификацию АПК простимулируют // «Капитал.kz», №47 (234), 03.12.2009 г.
  4. http://www.kazakh-zerno.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=12984&Itemid=1