Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

Sultanbaeva G.S.
В последнее десятилетие в Казахстане, России и других странах СНГ активно проводятся исследования политической коммуникации в информационном обществе и формируются научные школы в этом направлений. Изучение теоретико-методологических и практических основ политической коммуникации евразийских стран, в т.ч. с учетом особенностей политического строя Казахстана, является по своей сути значимым и своевременным шагом для проектирования и прогнозирования дальнейшего развития своего региона. Изменения, происходящие в обществе в последнее десятилетие, требуют переосмысления сфер деятельности, неразрывно связанных с общественным сознанием.

В настоящее время наметилось две тенденции в массовом политическом информировании. Одна из них выражается в передаче большого количества разнообразных сообщений, излагаемых без четко прослеживаемой системы. Человек теряет социальную ориентацию, что в конечном итоге оборачивается аполитичностью значительной части общества. В газетах публикуется громадное количество сообщений, освещение фактов происходит по системе единого потока. Метод дробления преследует вполне определенные политические цели. Он помогает формировать сознание человека, казалось бы, информированного, но, в сущности, слабо разбирающегося в политике.

Другая тенденция политического информирования заключается в жестком подчинении информационного потока идеолого-пропагандистским установкам. Этот подход особенно типичен для печатных изданий, являющихся собственностью политических партий и движений. В казахстанском реалии типичен для партийных изданий, такие как «Ак жол Казахстан», «Жас Алаш», «Мегаполис», «Кала мен дала», «Страна и мир», «Экспресс К», «Суббота», «Азамат Таймс» и др. Активность таких изданий особенно проявляется во время предвыборного агитационного периода. В 2004 г. предвыборном периоде на Мажилиса Парламента РК газета «Жас Алаш» опубликовал цикл материалов о лидерах и стратегических платформах партий «Ак жол».

Возникновение желтой прессы является естественным процессом в информационном рынке в Казахстане и других постсоветских странах. Массовые издания «желтой прессы» и появление «электронных желтых газет» определяют дифференциацию СМИ в политической жизни. «Навигатор» - среди веб-изданий отличается своей смелостью и критикой разного рода «необоснованных» и «необъективных» материалов по отношению к власти. Республиканская газета «Караван» (на русском языке) и региональная газета «Замана» (на казахском языке) и многие другие приложения этого периодического издания ограничивается светскими новостями, дайджест-материалами и рассказами развлекательного характера, не вызывают серьезного опасения государственно-правительственных органов. Наоборот увеличения количеств и повышения тиража «желтой прессы» на рынке СМИ как раз свидетельствует жизнеспособности метода «дробления информации». Периодические издания оппозиционного характера «Эпоха», газета партии ДВК «Ак жол»-Казахстан» и близких к ним «Время», «Жас Алаш», «Ассанди таймс», «Соз», «Азат», «Казахстан» в современном информационном пространстве имеют свою определенную аудиторию, особенно в больших городах республики. Среди периодических изданий страны «Exclusive», «Мир Евразии», «Kazakhstan» и др. есть хорошо иллюстрированные республиканские и корпоративные издания. Они относится к категории «качественных изданий».

Подведя итоги роль казахстанских СМИ по развитию политической коммуникации, политических технологии и формированию общественного сознания можно выделить следующие тенденции: увеличение изданий аналитической периодической печати и организации аналитических интерактивных передач; появление партийных и оппозиционных изданий; повышение профессионализма международной журналистики, освещающих политических новостей, использование грязных PR-технологий в предвыборных информационных кампаниях, увеличение политических электронных изданий и т.д.

В качестве негативных тенденций развития казахстанских СМИ можно определить: монополизацию СМИ; практику заказных публикаций; слабое понимание современных PR-технологий всеми участниками рынка; отсталую экономическую модель деятельности СМИ; коррупцию и непрозрачность; достаточно высокую политизированность бизнеса.

Современное состояние рынка СМИ в Казахстане характеризуется: возникновением крупных медиа-холдингов; практикой приплачиваемых статей; самоцензурой; государственными заказами на размещение в СМИ платных материалов.

В будущем развитие политической коммуникации в Казахстане связано с грамотным проведением процесса политических выборов, политической активностью граждан, использования новых моделей информационных технологий в политическом процессе, цивилизованным соблюдением норм поведения и этической морали, профессиональных убеждений политических игроков.


Работа представлена на научную международную конференцию «Внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования», Сингапур, 10-17 декабря 2008 г. Поступила в редакцию 03.11.2008.