Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

Переход страны к высокоразвитой социально-ориентированной экономике требует радикального обновления производства действующих предприятий всех отраслей на базе новейших достижений науки и техники.

Одним из наиболее перспективных направлений повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, и, как следствие этого, повышение эффективности общественного производства, является использование технического перевооружения и технологического переоснащения производства предприятий.

Поэтому в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы, связанные с планированием, управлением и инвестированием технического перевооружения и технологического переоснащения производства предприятий.

Большинство мероприятий по техническому перевооружению и технологическому переоснащению требует значительных денежных вливаний. Собственных средств предприятий зачастую недостаточно для инвестирования, поэтому необходимо использовать привлечённые средства, например бюджетные инвестиции.

Необходимо отметить, что в последнее время, государство проводит политику, направленную на привлечение инвестиций в различные отрасли промышленности, оказывает содействие техническому перевооружению и технологическому переоснащению производства предприятий, в том числе и в машиностроении, радио- и приборостроении. Безусловно, для всеобъемлющего технического перевооружения и технологического переоснащения промышленных предприятий поддержка государства как финансового, так и нефинансового характера имеет большое значение.

Особенно важна эта поддержка в настоящее время, в условиях финансового кризиса, негативно влияющего на промышленный сектор. Одним из следствий кризиса явилось существенное повышение стоимости кредитных ресурсов, и такой источник инвестирования технического перевооружения и технологического переоснащения как банковский кредит стал почти недоступен для основной части предприятий.

В рамках развития науки и технологий в современной экономике России реализуется ряд федеральных целевых программ (ФЦП), среди которых: "Глобальная навигационная система", "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", "Электронная Россия (2002-2010 годы)", "Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы", "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы", "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно - технологического комплекса России на 2007-2012 годы", "Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства РФ (2007- 2010 годы)", "Национальная технологическая база (2007-2011 годы)", "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ (2008-2010 годы)", "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники (2008 - 2015 годы)".

Наибольший интерес представляют две ФЦП - «Национальная технологическая база» и «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы». В частности, ФЦП «Национальная технологическая база» направлена на создание передовой технологической базы высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики, в том числе:

  • разработку новых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность продукции, высокую производительность производственных процессов и гарантированные потребительские качества продукции;
  • снижение ресурсоемкости и энергоемкости производств;
  • улучшение технических принципов создания машин и производств;
  • повышение уровня импортозамещения и обеспечение независимости отечественной промышленности от импортных технологий;
  • увеличение доли продукции с высокой степенью переработки для преодоления сырьевого уклона в производственной структуре экономики;
  • обеспечение гибкости производств для быстрого приспособления (переориентации) их к новой рыночной конъюнктуре.

Целью ФЦП является развитие национальной технологической базы, способной обеспечить создание и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции для решения приоритетных задач социально - экономического развития и обеспечения безопасности государства. Для реализации указанной цели требуется выполнение ряда задач:

  • разработка промышленных технологий, необходимых для обеспечения разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке наукоемкой продукции;
  • техническое перевооружение и технологическое переоснащение производства на основе передовых технологий мирового уровня;
  • создание научно-технологического задела;
  • подготовка и повышение профессионального уровня кадров в сфере науки и производства;
  • активизация процессов коммерциализации новых технологий.

Основу программных мероприятий ФЦП «Национальная технологическая база» составляют 18 технологических направлений (разделов). В совокупности мероприятия ФЦП охватывают все приоритетные направления развития науки, технологий и техники, утвержденные Президентом РФ 30.03.2002 г. (№ Пр-577), и предусматривают проведение работ по развитию 40 из 52 критических технологий, включенных в утвержденный Президентом РФ 30.03.2002 г. (№ Пр-578) перечень критических технологий РФ.

На уровне субъектов РФ также осуществляется продуманная политика, способствующая техническому перевооружению и технологическому переоснащению производства промышленных предприятий. Например, в Нижегородской области инвесторам оказывается существенная поддержка органами государственной власти. В регионе один из самых благоприятных инвестиционных климатов на территории России. Защищённость инвестиций областным законодательством, которое признано экспертами самым успешным в стране, мощная система финансовых и нефинансовых льгот, предоставляемых промышленным предприятиям на региональном и местном уровнях, способствуют техническому и технологическому переоснащению производства промышленных предприятий области.

В Нижегородской области законы об инвестиционной и инновационной деятельности устанавливают формы государственной поддержки инвесторам, порядок её оказания органами государственной власти области. Выделяется 2 группы инвесторов. Первая - стратегические инвесторы, проекты которых относятся к категории приоритетных, и вторая - прочие инвесторы. Первой группе инвесторов оказывается одна из самых мощных государственных поддержек на территории России. Для промышленных предприятий, реализующих приоритетные для области инвестиционные проекты, в Нижегородской области предусмотрена целая система финансовых мер поддержки:

  • льготы по налогу на прибыль;
  • льготы по налогу на имущество;
  • инвестиционный налоговый кредит;
  • частичная компенсация инвесторам процентной ставки по кредитам;
  • освобождение от арендной платы за земельные участки в части платежей, зачисляемых в бюджет Нижегородской области;
  • государственные гарантии Нижегородской области в качестве полного или частичного страхования обязательств инвестора по возврату заёмных средств.

Для проекта, претендующего на статус приоритетного, принципиально важным является его соответствие Стратегии развития Нижегородской области, разработанной до 2020 г., прежде всего в части отраслевых приоритетов. Среди первой группы отраслевых приоритетов значатся такие виды экономической деятельности как автомобилестроение, радиоэлектронная промышленность и приборостроение. Таким образом, мероприятия по техническому перевооружению и технологическому переоснащению предприятий машиностроения и радио- и приборостроения могут получить бюджетную поддержку. Данная поддержка осуществляется при условии, что реализация проекта принесёт ощутимый бюджетный и социальный эффект.

На сегодняшний день ОАО «Горьковский металлургический завод», ОАО «Останкино» (Борский район), ЗАО «Медполимер ЛТД» (г. Ворсма), ООО «Центр трансфера технологий «Система - Саров» (Дивеевский район) получают налоговые льготы и компенсацию процентной ставки по кредитам, привлечённым на реализацию проектов, в соответствии с Законом « О государственной поддержке инновационной в Нижегородской области». В настоящее время инвестиционные проекты 2 промышленных предприятий города Арзамаса - ОАО «АНПП Темп-Авиа» и ЗАО «Пустынь» признаны приоритетными, и предприятия получают государственную поддержку для их реализации.

В 2007 г. поведён конкурс на право получения господдержки за счёт областного бюджета. По итогам конкурса признаны инновационными проектами проекты ФГУП «ОКБМ», ОАО «Русполимет»,ОАО «НИИМЕСТПРОМ», ООО «Декор-1», ООО «Кулебакский ТД», ОАО «Металлист». В бюджете 2007 года на возмещение процентной ставки организациям, реализующим приоритетные инновационные проекты, предусмотрено 21,5 млн. рублей.

Кроме того, законодательством Нижегородской области предусмотрено существенное уменьшение налога на имущество на введённые основные средства с 1 января 2008 года по 31 декабря 2010 года для промышленных предприятий. Это позволит стимулировать техническое перевооружение и технологическое переоснащение на промышленных предприятиях.

На уровне муниципальных образований также выделяются бюджетные средства на техническое перевооружение и технологическое переоснащение промышленных предприятий.

Так, в городе Арзамасе Нижегородской области финансовые средства из городского бюджета для реализации инвестиционных проектов компенсацию части процентной ставки, по кредитам, полученным предприятием на приобретение оборудования и технологий ) получили такие предприятия машиностроения, как ЗАО «Пустынь» (освоение и производство антиблокировочной системы тормозов на автомобилях), ОАО «Коммаш» (внедрение комплекса оборудования, включающего установку лазерной резки и листогибочного пресса).

Также в г. Арзамасе, в соответствии с Решением городской Думы, на период с 2005г. по2008 г. в местном бюджете предусмотрены средства для компенсации части процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями, организациями и индивидуальными предпринимателями для реализации приоритетных инвестиционных проектов. Компенсируется до 5% годовых от ставки по инвестиционным кредитам, направляемым заёмщиком на приобретение оборудования и технологий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Инвестиционный каталог Нижегородской области «Инвестиционный мир. Нижегородский регион» Издатель ООО «Рекламно-издательский центр «Курьер-Медиа», 2008 г.
  2. «Практические аспекты разработки и внедрения систем управления качеством на основе международных стандартов». Выпуск3.Методическое пособие/Под общ. ред. А.И. Борисова, И.Г. Лисаченко, Н.А. Макарова, С.В. Терехова. - Нижний Новгород: Нижегородский филиал академии стандартизации, метрологии и сертификации, 2007.206 с.
  3. Правительство Нижегородской области официальный сайт http://www.government.nnov.ru/
  4. Нижегородская область. Инвестиции http://www.invest.vnn.ru/