Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Условия реформируемой системы высшего образования в России на мой взгляд требуют обстоятельной и глубокой оценки результатов, которые мы в итоге можем получить. Реформа включает в себя не только внедрение многоуровневой системы образования европейского образца, но и, в частности, дистантных форм обучения, текущего и итогового тестового контроля. Таким образом, образовательный процесс объективизируется в том смысле, что из него все в большей степени исключается субъект со всеми его уникальным особенностями: мировоззрением, системой ценностей и, соответственно, способностью оценивать, etc.

Немаловажным для оценки происходящего является ответ на вопрос, что транслируется в образовательном процессе. Я настаиваю на том, что в процессе обучения и профессиональной подготовки (переподготовки) транслируется не только и преимущественно не информация, но состояния преподающего и массивы «неявного знания» (М. Полани), которое в принципе не формализуемо и не вербализируемо. Если обучает человек, транслируются человеческие когнитивные состояния; если машина - машинные. Система образования фактически является проводником в мир духовной культуры и системой подготовки ее творцов, и эту функцию она может выполнять, только с самого начала принимая обучающегося в сообщество, способное созидать культурные ценности, опираясь на живую традицию. Дистантные формы обучения делают неполноценным процесс включения в сообщество. Тестовый контроль лишает обучающегося возможности столкнуться с оценкой и, соответственно, продолжить формирование у себя способности соотноситься с системой ценностей.

Далее, предположим, что мы хотим, чтобы образованный человек был адаптированной к социокультурной среде личностью с развитым и дееспособным интеллектом и сохранившимся потенциалом духовного развития. Полагаю, что личность, дух, интеллект являются самыми тонкими и единственно возможными для формирования личности, духа, интеллекта (etc.) инструментами.

Помимо выгод, которые мы надеемся получить от интеграционных процессов, имеет место явно выраженная тенденция к механизации (машинизации) образования, проявляющаяся в элиминации субъекта из преподавания: опосредование межсубъектного взаимодействия; отказ от процедуры оценки результатов труда, на которую способен только субъект; стремление к алгоритмизации деятельности обучающего и обучающегося в рамках болонского процесса, что исключает спонтанную творческую активность субъекта. Все это с позиций, очерченных автором, может оцениваться только крайне негативно.


Работа представлена на заочную электронную конференцию «Дистанционное образование в ВУЗе: трудности и перспективы», 15-20 июня 2008 г. Поступила в редакцию 07.10.2008.