Поскольку данная сфера услуг достаточно сложная и нерешенных проблем накопилось множество, подходы к решению могут быть самыми разнообразными.
Можно выделить следующие стадии жизненного цикла услуг ЖКХ: 1. Маркетинговые исследования рынка услуг и предпочтений потребителей. 2. Проектирование и разработка услуг ЖКХ. 3. Материально-техническое снабжение производства услуг ЖКХ. 4. Подготовка и разработка технологических процессов ЖКХ. 5. Монтаж и эксплуатация оборудования. 6. Производство услуг ЖКХ. 7. Техническое обслуживание и ремонт оборудования. 8. Реализация услуг ЖКХ. 9. Контроль качества услуг ЖКХ. 10. Утилизация отходов ЖКХ.
К основным принципам реформирования ЖКХ можно отнести:
- Системный подход - выявление, понимание и управление ЖКХ как системой взаимосвязанных процессов.
- Специализация-закрепление технологически-однородных процессов (работ) ЖКХ за отдельными предприятиями.
- Концентрация - сосредоточение производства и оказания услуг ЖКХ в крупных компаниях.
- Параллельность - одновременное выполнение отдельных технологических процессов ЖКХ разными предприятиями.
- Кооперация - установление длительных производственных связей между самостоятельными предприятиями по производству и оказанию услуг ЖКХ на основе договорных отношений.
- Непрерывность - обеспечение бесперебойной работы по производству и оказанию услуг ЖКХ.
Реформирование ЖКХ может предполагать решение как экономических так и социальных задач: повышение производительности труда и эффективности использования материальных и трудовых ресурсов, снижения затрат, повышение качества услуг ЖКХ и снижение их стоимости для населения.
Можно предложить следующую структуру управления ЖКХ (см. таблицу 1) и структуру предприятия Товарищества собственников жилья (см. таблица 2).
Таблица 1. Организационная структура ЖКХ
Министерство энергетики и ЖКХ |
Общественные организации |
|
Компании водоснабжения и водоотведения |
Муниципальные образования |
Союз предприятий ЖКХ |
Вентиляционные Компании |
Предприятия ЖКХ |
Профсоюз работников ЖКХ |
Лифто-строительные компании |
Предприятия ТСЖ |
Саморегулируемые организации ЖКХ |
Электротехнические компании |
Управляющие компании |
|
Теплотехнические компании |
|
|
Транспортные компании |
|
|
Компании по благоустройству территории |
|
|
Строительные компании |
|
|
Клининговые компании |
|
|
Областной информационный центр |
|
|
Таблица 2. Организационная структура предприятия ТСЖ
Председатель ТСЖ |
|||
менеджер |
бухгалтер |
юрист |
диспетчер |
Таким образом, к основным мероприятиям реформирования ЖКХ можно отнести: организационные - создание информационной системы ЖКХ, позволяющей эффективно собирать, хранить и использовать информацию для принятия управленческих решений; технологические - предусматривающие внедрение современных ресурсно- и энергосберегающих технологий, процессов и оборудовании, сертификацию услуг и систем менеджмента качества; социальные - обеспечение безопасности услуг ЖКХ и снижение стоимости; финансово-экономические - обеспечивающие финансирование проектов развития предприятий ЖКХ, подготовку и переподготовку кадров.
Работа представлена на III научную международную конференцию «Современные проблемы науки и образования», г. Москва, 13-15 мая 2008 г. Поступила в редакцию 15.07.2008.