Освоение пройденного материала, уровень его усвоения можно оценить с точки зрения того, какие вопросы задает человек. Правильная постановка вопросов есть результат его сложной мыслительной деятельности. Традиционные методики обучения не уделяют достаточного внимания развитию вопрошающей способности студентов. На занятиях студентам задаются в основном вопросы, требующие в качестве ответа воспроизвести определенную мысль учебного текста, т.е. вопросы, направленные на предметное понимание содержания текстов, но не их смысла.
Применение рейтинговой системы оценки знаний студентов позволяет оценить не только искусство правильно отвечать, но и способность правильно формулировать проблемы. С помощью вопросов активизируется умственный поиск студентов, с их помощью педагог может направлять мысль студентов не только на открытие новых знаний, но и новых способов действия. Возникающий диалог позволяет обеспечить понимание одним субъектом другого субъекта, который обладает собственной внутренней активностью. Это может быть диалог между преподавателем и студентами; между студентами, занимающими различные позиции по изучаемому вопросу. Происходит процесс обобщения и систематизации по пройденной теме, разделу, выделение самого главного в изучаемом материале, отделение существенных понятий от несущественных, познание научного и практического знания изучаемого материала, развитие логического мышления и творческих способностей учащихся.
Такой подход направлен на создание обучающей среды: выбор оптимального режима и мотивации учебной деятельности, формирование коммуникационных навыков, сотрудничества, умения анализировать и выявлять проблемы, эффективное использование форм активного обучения.
Работа представлена на научную международную конференцию «Инновационные технологии в высшем и профессиональном образовании», Испания (Коста дель Азаар), 2-9 августа 2008 г. Поступила в редакцию 07.07.2008.