Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

При определении цели поликультурного образования российские ученые акцентируют разные аспекты, но едины во мнении, что поликультурное образование призвано отвечать различным потребностям всех членов поликультурного общества независимо от их этнической, культурной, социальной и религиозной принадлежности. Заметим, что в отличие от своих российских коллег, американские исследователи единогласно формулируют главную цель поликультурного образования как получение качественного образования на всех его уровнях каждым членом американского общества несмотря на имеющиеся различия между ними в расовом, этническом, социальном, гендерном, культурном и религиозном отношении.

Итак, В.В. Макаев, З.А. Малькова и Л.Л. Супрунова определяют главную цель поликультурного образования как формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований [4: 6].

А.Н.Джуринский считает, что поликультурное образование преследует три группы целей, обозначаемые понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение». В первом случае, по мнению автора, речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия; во втором - о поддержке равных прав на образование и воспитание; в третьем - о воспитании в духе общенациональных политических, экономических, духовных ценностей [2: 13-14].

Г.Д. Дмитриев демонстрирует более развернутый подход к определению цели поликультурного образования, которую он видит в том, чтобы способствовать с помощью школы и других образовательных институтов, семьи и общественных организаций созданию в России демократического государства, которое характеризуется: толерантностью взглядов, суждений людей; признанием и развитием культурного плюрализма в обществе; равными правами, обязанностями и возможностями для всех граждан; эффективным участием всех и каждого в принятии решений, касающихся как личной жизни человека, так и жизни общества; справедливостью для всех и каждого; свободой выбора; уважением решений большинства и защитой прав меньшинства; уважением права свободного выбора человеком своих культурных идентичностей [3: 34].

Г.В.Палаткина считает, что поликультурное образование должно иметь две главные цели: удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов и подготовка людей к жизни в мультикультурном обществе [5: 175].

Из целей вытекает ряд конкретных задач поликультурного образования:

  • глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;
  • формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;
  • создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
  • формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
  • воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения [4: 6];
  • формирование и развитие умения критически мыслить [3];
  • развитие этнотолерантности;
  • формирование у учащихся чувства национального самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической памяти», побуждение интереса к своей малой родине, истории своего народа;
  • формирование осознанных, позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной российской культуре, поликультурной по своей природе;
  • воспитание уважения к истории и культуре своего и иного народа;
  • использование этнопедагогической среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;
  • формирование способности учащегося к личностному, культурному самоопределению [5: 176].

В целом, несмотря на различную формулировку задач поликультурного образования российскими учеными, в проанализированных нами концепциях можно выделить главную идею, заключающуюся в том, чтобы вооружить учащихся соответствующими знаниями, сформировать и развить умения, которые позволят им активно и продуктивно взаимодействовать с представителями различных культур. Иными словами, первостепенная задача поликультурного образования в России заключается в воспитании уважительного отношения к культурным различиям и в подготовке молодежи к жизни в поликультурной среде.

Данная идея содержится и в концепциях американских ученых, но считаем необходимым подчеркнуть главное различие задач поликультурного образование в России и США. В США важнейшей задачей поликультурного образования является устранение любого вида дискриминации, в первую очередь, по расовому признаку, что, по словам американских исследователей, служит основной причиной неравенства возможностей белых и цветных граждан в экономической, политической, социальной и образовательной сферах. Что касается концепций российских исследователей, то в них устранение расовой дискриминации, как главного фактора, порождающего неравенство и несправедливость в обществе, в качестве самостоятельной задачи поликультурного образования не выделяется.

Поликультурное образование в России базируется на следующих педагогических
принципах:

  • воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
  • воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов;
  • воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству [2].

К главным принципам поликультурного образования в США исследователи относят:

  • поликультурное образование - это, прежде всего, антирасистское образование, отвергающее расизм во всех формах его проявления и акцентирующее необходимость вооружения учащихся умениями активно противостоять дискриминации в конкретной жизненной ситуации ненасильственным путем, чтобы не допустить ее повторения;
  • поликультурное образование - это освобождающее образование, поэтому необходимо вооружение учащихся умением критически осмысливать получаемую информацию, способствуя процессу рождения нового культурного
    знания;
  • поликультурное образование помогает учащимся стать агентами своего образования, т.е. использовать знания для понимания явлений реальной жизни и при необходимости влиять на них, осуществляя правильный выбор;
  • поликультурное образование подразумевает обучение и воспитание с опорой на опыт и интересы учащихся, а не на директивы доминирующей культуры.

Анализ принципов поликультурного образования в России и США свидетельствует, что российские исследователи берут за основу, главным образом, философию гуманизма и кросскультурализма, предполагающую признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, акцентирующую равенство, самоценность и многообразие культур, важность их интеграции, гуманных, толерантных отношений между представителями разных
культур.

Американские ученые, не отрицая значимости гуманистического и кросскультурного подходов, выдвигают на первый план основные положения критической теории расы и принципы критической педагогики, анализ которых подробно представлен нами в недавно опубликованной монографии [1]. Напомним, что суть принципов критической педагогики сводится к тому, чтобы дать возможность каждому человеку выйти за пределы своего культурного опыта, критически воспринимать реальность и самому определять дальнейшую стратегию решения проблем, не утрачивая при этом веру в идеалы и желания стремиться к ним. Критическая теория расы уделяет главное внимание вопросу деятельности общественных институтов, имеющей расистскую направленность, чтобы привлечь внимание к нуждам этнических групп, гражданские и общечеловеческие права которых ущемлены.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бессарабова И.С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США/И.С. Бессарабова: Монография. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008.
  2. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире/ А.Н.Джуринский. М.: Прометей, 2002.
  3. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование/Г.Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999.
  4. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы/ В.В.Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова // Педагогика. 1999. №4. С.3-10.
  5. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования/ Г.В. Палаткина: Дис. ... д-ра пед наук. М., 2003.

Работа представлена на научную международную конференцию «Проблемы качества образования», Анталия (Турция), 16-23 августа 2008 г. Поступила в редакцию 12.07.2008.