На примере этнической культуры Вятского региона выявляются важные направления поддержания экологического баланса, а также духовного равновесия и самодостаточности человека в рамках рассматриваемой модели культуры. Реконструировать картину этноэкологической действительности помогают экспедиционные исследования в различных районах Кировской области (здесь и далее - материалы Вятского археолого-этнографического архива - ВЭАА). Этноэкологические представления и действия вятского крестьянского населения проявлялись в системе потребления лесных, водных и земельных ресурсов.
Подзолистые почвы Вятского региона обусловили использование именно щадящих техник обработки пашни. Этим объяснялось длительное сохранение подсечного способа возделывания поля и экстенсивный характер земледелия. Максимально точно устанавливался срок сева; о готовности земли к посеву судили, садясь на поле или размельчая комок земли в кулаке. В основном придерживались следующего порядка сева: овес, лен, горох, ячмень.
Показательно привлечение «духовного ресурса» к сбережению почвенных ресурсов. Известно, что к пахоте вятские крестьяне относились весьма внимательно, одевались нарядно («чисто»), заранее с полей убирали пеньки, увозили их домой топить печь. Рациональному потреблению природных ресурсов способствовал практически безотходный сбор урожая. Это достигалось широким использованием ручного труда; взрослым жницам помогали дети.
Огромное значение для щадящего использования земельных ресурсов имело сочетание пахотных и пастбищных угодий. Под пастбища в Вятском крае отводили низинные места, те из лесных угодий, на которых ранее высаживали лен.
На рубеже XX и XXI столетий актуальным представляется крестьянский опыт рационального использования земельных площадей. В условиях еще более плотного заселения и использования подзолистых почвенных ресурсов на новом уровне важно поддерживать плодородие, грамотную обработку земли при разных формах собственности, соблюдении экологических нормативов и т.д. Опыт традиционной культуры в пост-индустриальное время в отношении земли актуализируется в вопросах щадящего отношения, разнообразия использования участков. Минимализм и аскетичность потребления в отношении земли приводят к разумному потреблению скромных земельных возможностей.
Разумеется, что в таком регионе как Вятка широко применялись правила потребления лесных ресурсов. Лес берегли. Известно, что без решения деревенского схода нельзя было рубить деревья и даже собирать мох в лесу. После рубки необходимо было убрать и пень, и все сучья. Строевой лес обычно не рубили, его использовали только в важных случаях. В разных случаях использовали разные породы древесины, чтоб рационально потреблять лесные ресурсы. Показательно, что ограничение вырубки наиболее ценных пород деревьев и использование менее ценного древесного сырья не приводило к перерубкам леса, лес восстанавливался самосевом.
Немаловажно для сохранения лесных ресурсов было то, что сбором таких даров леса как ягоды занимались в основном дети. В некоторых вятских районах у них была неписаная обязанность летом приносить по корзинке ягод ежедневно. Небольшие, «детские» нормы сбора исключили браконьерство. Взрослые подключались к заготовке ягод лишь осенью, когда на лошади с телегой выезжали в лес и собирали ягоды (бруснику, клюкву) целыми мешками, на всю зиму. Охота для вятских крестьян уже в конце XIX - начале XX века являлась вспомогательным занятием. На крупных зверей охотились редко, преимущественно в северных и северо-восточных вятских окраинах.
В современный период в Вятском крае существует проблема выбора перспектив использования лесных ресурсов. Перерубка расчетной лесосеки в XX веке создала некоторые трудности для определения широких перспектив развития лесной отрасли в регионе. Но благодаря биохимическому производству в Кировской области существует глубокая переработка древесного сырья. Кроме того, наряду с фанерным, спичечным и мебельным производством в последние годы запланировано строительство целлюлозно-бумажного предприятия.
Историко-сравнительные построения выявляют отличия в степени трудоемкости процессов обработки древесины. В наши дни трудоемкоесть деревообрабатывающего производства изменилась в сопоставлении с кустарными промыслами в конце XIX - XX столетий. Поэтому актуальным для Вятского региона в наши дни представляется более полное использование этого ресурса (трудоемкость), что приводило бы к значительным результатам при соблюдении норм природопотребления.
Особое отношение крестьян в Вятском регионе в XIX веке наблюдалось к водоемам. Чистая речка или озеро были предметом гордости деревенского сообщества. В рыбной ловле, как и в других занятиях, соблюдались сезонные ограничения, для каждого вида рыбы осуществляли свои сроки ловли. Крестьяне использовали бредни, иногда сеть была общей на две-три деревни, и ею ловили рыбу редко, но делили улов «по справедливости». Не запрещалась индивидуальная ловля - на удочку, но так рыбачили «в ночь», днем полагалось заниматься серьезной работой. Эти и другие правила потребления водных и рыбных ресурсов демонстрируют, что внимание к водным ресурсам выражалось в ограниченном потреблении.
Особенностью этноэкологической системы в Вятском регионе является сакральное восприятие природных стихий и ряда объектов. Вода воспринималась как святая, Земля - мать, лес - кормилец. В современный период традиционное духовное осмысление окружающей среды не сохраняется, что отнюдь не помогает сохранять природу.
Таким образом, крестьянское общество выработало комплекс профилактических мер по предотвращению экологических кризисов. Традиционное природопользование в Вятском крае отличает бережное, почти сакральное, отношение к окружающей среде. Все хозяйственные перемены должны были быть тщательно продуманными, чтоб предотвратить неудачи, экологические кризисы и тем более - катастрофы. Негативные изменения в окружающей среде мыслились не только природными, но и этническими.
В пост-индустриальное время опыт традиционных культур не выглядит отсталым. Этот опыт предстает неким неиспользованным ресурсом. Производственные технологии были простыми, но срабатывающими без излишних затрат и при получении и должного производственного эффекта. Экологический опыт традиционной культуры востребован, так современное общество ее все чаще относит к беспроблемным моделям культуры.