Несмотря на принятые в последнее время меры, направленные на развитие учебных заведений, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих, масштаб этой работы далеко не соответствует реальным потребностям совершенствования муниципального управления.
Как же обстоит ситуация в данном направлении в городе Казани? Попытаемся ответить на этот вопрос. С целью изучения состояния системы профессиональной подготовки муниципальных служащих города Казани авторами было проведено социологическое исследование. Методом сбора информации стал опрос, инструментом опроса - анкета. Было опрошено 166 муниципальных служащих, что составляет 9,5% от генеральной совокупности. Кроме того, использовались материалы печатных СМИ, законодательно-нормативная база муниципальной службы, документы по кадровой работе Исполнительного Комитета муниципального образования г. Казани.
В результате анализа собранной в ходе исследования информации выяснилось, что данная система не полностью отвечает текущим потребностям развития местного самоуправления. В настоящий момент не разработана нормативно-правовая база, регулирующая вопросы работы с кадрами муниципальной службы; не определены источники финансирования образовательной деятельности в данной сфере.
В настоящее время профессиональную переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих в городе осуществляют в Институте государственной службы при Президенте Республики Татарстан, в Казанском государственном университете и Казанском государственном технологическом университете. Ведущее место в системе переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих города занимает Институт государственной службы при Президенте РТ. Данный институт является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования в Республике Татарстан, осуществляющим свою деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих. Институт создан Указом Президента РТ № УП-48 от 25.01.2001 г. «Об институте государственной службы при Президенте РТ» по согласованию с Министерством образования Российской Федерации.
Образовательный уровень муниципальных служащих достаточно высок - 81,9% из них имеет высшее образование. Ученую степень имеют 6,6% опрошенных. Из 18,1% респондентов, имеющих среднее специальное образование, более 60% в настоящее время продолжают обучение в высших учебных заведениях в основном по экономическим и юридическим специальностям. Однако большинство муниципальных служащих не имеют образования соответствующей специализации и соответствующего опыта для исполнения своих должностных обязанностей.
На вопрос «В какой мере Ваше образование соответствует выполняемой работе?» более 50% муниципальных служащих ответили, что их профессиональное образование полностью соответствует занимаемой должности и выполняемой работе. При этом базовой для муниципальных служащих является специальность «Государственное и муниципальное управление», однако специалистов данного профиля только 8,4%. Остальные респонденты имеют высшее образование по следующим направлениям:
- педагогическое - 32%;
- сельское хозяйство - 30%;
- инженерно-техническое - 15%;
- экономическое - 7%;
- юридическое - 5%;
- военное - 3%.
Такое распределение муниципальных служащих по типу базового образования не отвечает современным требованиям профессионально-квалификационной структуры состава работников муниципальной службы. Это свидетельствует о том, что при подборе кадров муниципальной службы в Казани следует сделать акцент на менеджеров по специальности «Государственное и муниципальное управление».
За последние годы механизм профессионального обучения муниципальных служащих города работает без существенных сбоев. За последние 3 года более половины муниципальных служащих города (56%) проходили профессиональную переподготовку или повышение квалификации. В то же время доля муниципальных служащих, не прошедших переподготовку достаточно велика (44% опрошенных), что говорит о том, что руководство города не уделяло достаточного внимания профессиональному развитию муниципальных служащих. Несмотря на то, что большая часть респондентов удовлетворена курсами переподготовки и повышения квалификации, 34% опрошенных отметили и негативные стороны образовательного процесса, среди которых недостаток активных форм обучения, обилие теоретического материала и т.п.
В ходе описываемого исследования изучался вопрос об образовательных потребностях муниципальных служащих города Казани для выполнения служебных функций. В ответах респондентов просматривается потребность как в комплексе общих знаний, охватывающих сферу общественных отношений, с которыми связана профессиональная деятельность, так и в специальных знаниях, касающихся конкретного содержания управляемой сферы.
Среди актуальных направлений подготовки респонденты выделяют:
правовые основы деятельности муниципальных служащих (указали 56%);
основы рыночной экономики (32%);
компьютерные информационные технологии (26%);
делопроизводство (27%);
региональная политика (13%);
социальная политика (12%).
Также выделяют и такие сферы, в которых проявляются весьма заметные черты специфики конкретной деятельности. Это: градостроительство, землеустройство, молодежная политика, жилищное право и др.
В перечне важных проблем, касающихся профессионального обучения кадрового корпуса муниципальных служащих, следует также отметить отсутствие налаженной системы информированности сотрудников о сроках, формах и месте прохождения ими повышения квалификации. 42% опрошенных затруднились ответить на вопрос о том, предусмотрены ли для них в следующем году какие-либо формы обучения. Освещение проблем переподготовки внутри органа власти требует большей гласности. Необходимо заранее информировать работающих о сроках и месте прохождения ими профессионального обучения. По нашему мнению, это даст возможность более четко планировать работу - свою и подчиненных, а также позволит согласовать программу обучения с обучающей организацией.
Таким образом, анализ современной ситуации переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих города Казани свидетельствует о том, что для эффективной реализации реформы местного самоуправления требуется принятие мер по совершенствованию системы профессиональной подготовки кадров муниципальной службы. По нашему мнению, первоочередной задачей в данном направлении является принятие единой городской целевой программы "Совершенствование системы профессиональной подготовки муниципальных служащих г.Казани в 2007 - 2008 годах". В рамках данной программы предусмотрены мероприятия по организационно-правовому, научно-методическому обеспечению, определены сроки и формы обучения муниципальных служащих, разработаны основные направления контроля обеспечения исполнения мероприятий, предусмотренных данной Программой.
Основные аспекты Программы:
Разработка нормативно-правовых документов по вопросам профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров.
Расширение взаимодействия органов власти г.Казани с учебными заведениями, осуществляющими профессиональную подготовку муниципальных служащих.
Создание при Исполнительном комитете муниципального образования г.Казани Центра профессиональной подготовки муниципальных служащих г.Казани как постоянно действующего рабочего органа, обеспечивающего контрольную, информационно-аналитическую деятельность.
Формирование единой информационной системы, обеспечивающей возможность автоматизированного сбора, обработки, анализа и представления соответствующих сведений по всей системе профессионального обучения муниципальных служащих.
Разработка совместно с образовательными учреждениями, осуществляющими профессиональное обучение кадров муниципальной службы, учебных программ применительно к характеру трудовой деятельности и должностному уровню слушателей в соответствии с государственными образовательными стандартами дополнительного профессионального образования.
Построение учебного процесса в соответствии с заданными потребностями слушателей до начала занятий (на «входном» этапе). В учебный план рекомендуется включать дисциплины с учётом пожеланий муниципальных служащих.
Усовершенствование учебного процесса на основе введения активных методов обучения, новых образовательных технологий, интерактивных систем информационного обеспечения.
Оценку уровня знаний проводить:
- до начала обучения с целью определения образовательных потребностей муниципального служащего для выполнения служебных функций (в форме тестирования и собеседования с руководителем отдела кадров);
- на финальном этапе обучения рекомендуется проводить оценку знаний в форме круглого стола, тестирования, защиты аттестационной работы.
В целях эффективного обеспечения учебного процесса:
1) объявить конкурс на учебную программу профессиональной подготовки муниципальных служащих г. Казани;
2) создать конкурсную комиссию для отбора базовых учебных планов и программ подготовки муниципальных служащих;
3) на основе результатов конкурса направлять на обучение муниципальных служащих в данное образовательное учреждение.
Организация индивидуальных консультаций по вопросам местного самоуправления (телефон, электронная почта, письмо и др.).
Обеспечение информированности муниципальных служащих о сроках и месте прохождения ими повышения квалификации.
Проведение научно-практических конференций, «круглых столов», совещаний по кадровым проблемам.
Разработка методического пакета «Профессиональная подготовка муниципальных служащих» в форме CD/DVD-справочника.
Разработка и внедрение системы внутреннего аудита, позволяющей оценивать результаты и эффективность профессионального обучения муниципальных служащих.
Реализация данной Программы, по нашему мнению, может стать прочной основой для совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и в итоге - повышения эффективности функционирования органов местного самоуправления города Казани.