Проведенные исследования показали, что одним из путей решения этой проблемы является создание защищенных виртуальных образовательных сетей. «Виртуальное» (virtualis) в дословном переводе с древнелатинского означает «возможное при определенных условиях». С этих позиций основой функционирования виртуальной образовательной сети на базе Интернет является обеспечение условия строго регламентированного (ограниченного) доступа клиентов (учеников) к информационным ресурсам глобальной сети. Рассматривались два направления реализации данного условия: 1. Применение известных технологий создания виртуальных частных сетей VPN; 2. Разработка и внедрение оригинальных технологий, основанных на виртуализации информационных потоков. Как первое, так и второе направление требует решения следующих основных задач: 1. Задачу защиты основных видов информации виртуальной сети от несанкционированного доступа; 2. Задачу защиты виртуальной сети от несанкционированного ввода информации; 3. Задачу объективного текущего контроля эффективности защиты информации виртуальной сети; 4. Задачу аутентификации; 5. Задачу оценки степени влияния информации сети на психофизиологическое состояние и поведенческие формы обучаемых.
Исследования в направлении решения этих задач в рамках отмеченных направлений позволили создать систему оригинальных технологий, обеспечивающих возможность формирования различных вариантов защищенных виртуальных образовательных сетей.
Созданная на основе данных технологий система программно-аппаратных комплексов открывает возможность разработки защищенных виртуально образовательных сетей глобальной сети интернет. Проведённые исследования в этом направление показывают перспективность дальнейших исследований направлений виртуализации и защиты образовательных сетей.
Работа представлена на научную международную конференцию «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», 22-29 июня 2008 г. Поступила в редакцию 19.05.2008.