Текст может характеризоваться направленностью. При индивидуальной направленности (персонифицированность) он направлен от одного субъекта (отправитель, sender) к другому (адресат addressee). В случае групповой направленности текст может быть направлен группе субъектов, то есть обезличен. Текст может быть направлен на собственные мысли или действия (рефлексия, интроспекция).
Текст не существует в чистом виде, а связан с субъектом его создающим (отправитель). Выражение мыслей конкретного человека в текстовой форме имеет свои явные (технические), связанные и скрытые (индивидуальные) признаки. Выявление и анализ признаков дает основание оценить отправителя теста с разных аспектов.
К явным признакам относится последовательность изложения, повторяемость выражений и слов, корректность изложения, степень уважения к адресату. Анализ скрытых признаков дает возможность оценить логику изложения, технику построения фраз, его интеллект, воспитание нравственность, характер, жизненную позицию, социальную адаптированность и др.
Создание текста имеет разные цели. Формальная цель - передача сведений. Текст может служить инструментом доказательства или попыткой выстроить объяснение (казуальность). Часто цель текста - попытка воздействия на поведение человека, на группу людей или попытка вызвать повышенное внимание к отправителю.
При получении текст требует понимания и интерпретации. Получатель текста имеет свои специфические особенности восприятия. Получатель интерпретирует текст, находясь в определенном эмоциональном состоянии, в окружающей среде, воздействующей на его восприятие. Получатель текста, как и отправитель, может относиться к разным психологическим типам, имеет разные аналитические и логические
способности.
Для понимания текста необходим внутренний анализатор и интерпретатор. Для одних анализ осуществляется только на основе явных признаков, другие способны находить связанные признаки, третьи скрытые признаки и так далее.
Большинство людей эмоционально воспринимает текст. Для них важна не столько логика текста, сколько чувственные образы, порожденные определенными словами, предложениями и ассоциациями слов.
При анализе текста важен временной аспект. Дескриптивизм - определяет подход, при котором рассмотрение текста осуществляется с точки зрения соотношений между его составными частями в определенный период времени.
Языковая логика. Существует предположение, согласно которому люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. Так даже в одной стране, люди одного языка, но относящиеся к разным социальным группам, мыслят по разному. Ребенок и взрослый по разному строят фразы. Это определяется разным уровнем интеллекта, запасом слов, техникой построения фраз, отношением к фундаментальным категориям, уровнем развития, разными жизненными целями и позициями.
Среди многих подходов к интерпретации текста следует выделить два подхода: аналитический и стереотипный. Аналитический подход основан на анализе всей информации, стереотипный (by example, nach dem Beispiel) - на использовании известных в практике схем и сведения нового (включая неизвестные ситуации) к известным ситуациям. Мышление стереотипами энергетически экономней и оперативней.
Этот подход допустим, если при таком упрощении сохраняются сущности. Однако упрощение может приводить к искажению или к исключению сущностей.
Еще один недостаток стереотипного подхода состоит в том, что при мышлении стереотипами люди воспринимают (эмоционально) положительно только то, что согласуется с их («Я») концепциями, теориями, жизненными принципами и установками. Они воспринимают негативно все, что этим установкам не соответствует. Логика, полезность и рационализм уступают место эмоциональному восприятию. Стереотипный подход не всегда, но в ряде случаев, может быть характерен нарушением фундаментального логического закона «достаточного основания».
Таким образом, понимание текста требует методов лингвистики, статистического и семантического анализа и логики. Комплексность подхода дополняет психолингвистический анализ, который остается доминирующим при интерпретации текста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Цветков В.Я. Семантика информационных единиц // Успехи современного естествознания // 2007. -. №10.- с. 103-104.