Инновационные подходы к медицинскому образованию подразумевают развитие у будущих специалистов способности приобретать знания и самостоятельно выполнять лечебные и консультативные функции (профессиональная компетентность), способности к менеджерской и организаторской деятельности (социальная компетентность), ответственности и способности преодолевать трудности (индивидуальная компетентность). Компетентностно-ориентированное обучение способствует выполнению социального заказа по подготовке конкурентно-способных медицинских сестёр с высшим образованием, способных к инновационной менеджерской деятельности. Новые подходы заключаются в том, что заранее создаются ситуации включения студентов в медицинскую деятельность и формируется деятельностно-ценностная ориентация. Для решения проблемы формирования компетенций необходим комплекс подходов. Акмеологический подход изучает закономерности и условия, позволяющие субъекту деятельности достичь вершин самореализации в решении профессиональных задач, раскрыть свой творческий потенциал в медико-социальной сфере. Андрагогический подход учитывает особенности обучения взрослых студентов при получении образования. Контекстный подход - это движение от учебной работы к профессиональной деятельности. Личностно-ориентированный подход есть целостный взгляд на студента, ориентация на его мотивы, потребности и личный опыт. Квалиметрический подход представляет собой оценку и мониторинг формируемых компетенций. Комплексное обеспечение учебного процесса даёт синергический эффект взаимодействия всех подходов. Их интеграция способствует активации механизмов развития студентов и реализации новой парадигмы образования - обучение через всю жизнь для постоянного повышения конкурентных преимуществ медицинских менеджеров. Теоретико-методологические, организационно-методические и конструктивно-дидактические особенности новых программ в высшем медицинском сестринском образовании заключаются в их развивающем и адаптивном характере, их инновационность - в разработке предметно-содержательного, оценочного, рефлексивного, коммуникативного и гуманитарно-аксиологического компонентов образовательных технологий. Их цель - формирование у студентов готовности к овладению новыми модулями образования и совершенствованию своей компетентности, создание устойчивой мотивации на внедрение инноваций в практическую деятельность. Приоритетными направлениями создания новых инновационных программ являются:
- гуманизация многоуровневой системы высшего образования во врачебных, высших сестринских специальностях и направлениях подготовки;
- информатизация образования, развитие интерактивных форм обучения, внедрение современных информационно-коммуникативных и оценочных технологий;
- повышение качества образования и создание систем его оценки за счёт управления образовательными программами подготовки медицинских специалистов и их совершенствования, а также повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.
Новая система образования - инновационное обучение. Она формирует у студентов способность к проективной детерминации будущего и возможность влияния на него, ответственность и веру в свои профессиональные способности.