В процессе реализации программы развития профессионально-личностного потенциала руководителя ДОУ, мы определили различные уровни готовности к реализации своей профессиональной деятельности: адаптивный, репродуктивный, продуктивно-эвристический, рефлексивный.
Характеристика компонентов развитости профессионально-личностного потенциала руководителей дошкольных образовательных учреждений адаптивного уровня в мотивационно-ценностном аспекте можно отметить, что у руководителей этого уровня направленность на гуманистическую управленческую деятельность не сформирована; неосознанность гуманистических ценностей управления, познавательный интерес характеризуется неустойчивым отношением к осознанному выбору процедур управления, к возможности их применения; личностно-значимый смысл их применения в целях самопознания отсутствует. Говоря о когнитивном аспекте развитости этих руководителей, можно отметить, что знания об управленческой деятельности, механизмах профессионального самосознания в процессе профессиональной деятельности у них не сформированы. Праксиологический анализ деятельности руководителей этого уровня свидетельствует о том, что будущая модель учебного процесса у них строится по заранее отработанной (данной) схеме, алгоритму, не учитывающей специфические особенности учебных групп и каждого члена в отдельности, не предусматривает осознанный выбор системы оценивания. Уровень умений слабый, оценивает развитость педагогических умений формально. Анализ креативного развития показал, что у данной группы руководителей рефлексивно-творческая позиция профессиональной деятельности не сформирована. Основная направленность - на традиционные системы оценивания (следование жестким схемам, слепое копирование методических разработок), а соответственно и способы обучения. У представителей данной группы характерно завышенная самооценка
Характеризуя компоненты развитости профессионально-личностного потенциала руководителей дошкольных образовательных учреждений репродуктивного уровня в мотивационно-ценностном аспекте, можно отметить у них выраженную ценностную направленность на гуманитарную управленческую деятельность, которая выражается в узких личных мотивах; По сравнению с предыдущим уровнем, у них появляется положительное отношение к современным процедурам управления; начинает формироваться познавательный интерес к ним на основе формирования знаний о сущности и их специфике. Говоря о когнитивном аспекте данной группы, мы хотели бы отметить, что психолого-педагогические знания их не систематизированы; осознание необходимости выбора технологий не носит личностного характера, нет самостоятельности при анализе педагогических ситуаций.
Праксиологический блок руководителей этого уровня характеризуется тем, что их умения направлены преимущественно на воспроизведение традиционных систем управления. Уровень управленческих умений низкий, оценивает деятельность воспитателей лишь констатируя результат. Говоря о развитости креативных способностей руководителей этой группы, можно констатировать, что их рефлексивно-творческая позиция связана с осознанием необходимости в самопознании. Такой руководитель иногда доверяет результатам, но оценивает в основном сам. У представителей данной группы характерно заниженная самооценка.
Характеризуя компоненты развитости профессионально-личностного потенциала руководителей дошкольных образовательных учреждений репродуктивного уровня в мотивационно-ценностном аспекте, можно отметить, что управленческая деятельность проявляется у них в четко осознанной профессиональной позиции. Характерно для представителей этой группы принятие гуманистических ценностей, ориентир на сотрудничество, на гуманизацию, но только в условиях конкретной ситуации; большая целенаправленность, устойчивость, осознанность путей, способов выбора и применения оценочных процедур и технологий; стремление использовать полученные данные в управлении носит осознанный характер и имеет личностный смысл. Говоря о когнитивной развитости, можно отметить, что их включение в собственную управленческую практику основывается на глубоких знаниях, разнообразных умениях, начинает подкрепляться творческим переосмыслением. Представитель данной группы владеет знаниями о самоменеджменте, но самостоятельно эти знания не применяет.
Управленческая деятельность иногда может быть направлена на адаптацию.
Уровень умений достаточный, начинает оценивать профессиональную деятельность педагогов своего учреждения осознанно. Креативная развитость свидетельствует, что рефлексивно-творческая позиция такого руководителя связана с самоутверждением, самореализацией через выработку индивидуального стиля управления и критического его осмысления, на основе самооценивания, самоконтроля. Такой руководитель доверяет взаимоконтролю, у него чаще всего адекватная самооценка
Характеризуя компоненты развитости профессионально-личностного потенциала руководителей дошкольных образовательных учреждений рефлексивного уровня, можно констатировать, что их мотивационно-ценностная направленность на гуманитарную управленческую деятельность выражается в четком осознании целей гуманистического управления; необходимости его осуществления на диагностической (рефлексивной) основе; твердая убежденность в необходимости повышать эффективность современного образовательного процесса через осознанный выбор и умение применять процедуры оценивания, через саморазвитие. Когнитивное развитие можно характеризовать как способность к субъективному методологическому рассмотрению профессиональных задач, критическому осмыслению своего способа педагогической деятельности в контексте самооценивания. Такой руководитель стремится импровизировать, интерпретировать, принимать нестандартные решения при анализе. Характерно проявление потребности в самоменеджменте. Говоря о праксиологической развитости, можно характеризовать у них высокую степень результативности осознанного выбора и использования процедур и технологий управления, которая основана на высокой чувствительности к данной проблеме; творческая активность осуществляется с позиций творческого подхода к поиску новых форм самоанализа, самоконтроля, самооценки; выбору технологий эффективного управления. Уровень умений высокий, такой руководитель оценивает деятельность воспитателей своего учреждения всегда осознано. Креативная развитость представителей данного уровня характеризуется тем, что их рефлексивно-творческая позиция связана с самоактуализацией через анализ себя как корректирующего свою деятельность субъекта, способность конструктивно относиться к своей деятельности на основе саморегуляции. Такой руководитель доверяет работать на самоконтроле и у представителей этой группы чаще всего адекватная самооценка.
В нашем исследовании были определены функции развитости профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения:
- Гносеологическая
Целенаправленное исследование, отбор и систематизация научных знаний о субъектах и объектах образовательного процесса.
Познание и анализ педагогических явлений, изучение и осознание руководителем ДОУ самого себя и педагогического коллектива, своих индивидуально-психологических особенностей, уровня профессионализма.
Обеспечивает осмысление собственного стиля мышления, а также объема знаний о процедурах и технологиях оценивания. Знания рассматриваются как основание для ориентации личности в многообразии систем оценивания, являющейся предпосылкой их оптимального применения
- Нормативная
Знание норм оценочной деятельности, необходимых для осуществления правовых отношений, которые складываются на основе соблюдения гуманистических начал, прав, свобод личности и взаимной ответственности
- Информационная
Сбор, воспроизведение и индивидуально-творческое использование системы информационного обеспечения
- Прогностическая
Определение перспектив повышения продуктивности управленческой деятельности в ДОУ.
- Коррекционно-регулятивная
Понимание мотивационной сферы развивается и совершенствуется по мере того, как руководитель овладевает разнообразными способами анализа, осознанности выбора управленческих действий на основе информации по линии обратной связи о результатах оценки.
Приобретает познавательный интерес и личностно-значимый смысл осознанного выбора и использования оценочных суждений в определении коррекции оценки эффективности управленческой деятельности.
По направленности к конечному результату регулятивные функции готовности подразделяются на собственно-оценочные, контрольные, стимулирующие, блокирующие и защитные, т.е. осознанность выбора выступает в качестве фактора мобилизации человеком своих сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала.
- Контрольно-оценочная
Определяет работу по исследованию управленческой деятельности и оценке степени соответствия диагностируемых объектов, состояния контролируемых вопросов заданным параметрам.
- Исполнительская
Определение комплекса мер, общего результата, достижение цели, позитивное решение вопроса, а также систему умений руководителя организовать осознанную оценочную деятельность в условиях развития вариативного дошкольного образования.