В приложении к мезотермальным золотым месторождениям накопленные к началу XXI столетия эмпирические данные составили фактологическую основу непротиворечивой системы взаимно дополняющих одно другое доказательств базальтогенной концепции рудообразования, альтернативной гранитогенной и метаморфогенной концепциям, которые в течение XX столетия сменялись, конкурировали между собой, но не получили должного обоснования. Большинство приведенных ниже фактов не вписывается в эти концепции.
Согласно базальтогенной концепции, умеренно глубинные (2...5 км) золотые месторождения образуются в результате разогревания и плавления субстрата верхней мантии и земной коры, инициированных поступлением из внутренних геосфер Земли потоков высокотемпературных газовых флюидов. Возникают так называемые «горячие точки» - мантийные диапиры, сопровождаемые выделением и внедрением в земную кору растворов-теплоносителей и расплавов. В результате формируются антидромные флюидно-магматические комплексы и мезотермальные золотые месторождения в их составе.
В условиях высокой геодинамической активности мантии и коры на верхнекоровых уровнях рудообразующих систем, включающих также мантийные - нижнекоровые магматические очаги и глубинные разломы, связывающие последние с первыми, под воздействием ранних «безрудных» мантийных флюидов - теплоносителей геологический процесс начинается с плавления сиалического субстрата (палингенеза). Образуются плутоны, массивы, дайки гранитоидов или ультраметаморфические очагово-купольные сооружения разной степени зрелости. Это доказывается контролем гранитообразования и/или ультраметаморфизма, как и всех более поздних, но близких к нему по времени производных магматизма, глубинными разломами, а также отвечающими мантийным меткам 87Sr/86Sr- отношениями в минералах гранитоидов.
Процесс продолжается внедрением расплавов среднего состава и образованием диоритов, умеренно-щелочных диоритов, представляющих дифференциаты базальтовой магмы и образующих секущие гранитоиды тела различной формы и размеров, часто дайки.
На позднем базальтоидном этапе становления комплексов многоактные инъекции малых порций умеренно-щелочных базальтовых расплавов чередуются с порционным внедрением горячих металлоносных растворов, образованием соответственно до-, внутри - и послерудных (позднерудных) даек умеренно щелочных долеритов, наиболее поздних умеренно щелочных лейкодолеритов, и последовательным, с перерывами, отложением минеральных комплексов руд. Последовательность событий зафиксирована во взаимопересечениях даек и минеральных комплексов руд в глубоко вскрытых месторождениях с признаками термического воздействия более поздних образований на более ранние. Внутрирудные долеритовые дайки в горячем состоянии аккумулируют, как и разломы, металлоносные растворы и служат для последних тепловыми флюидопроводниками. Такие дайки сложены метасоматитами среди слабо измененных или не измененных пород и в составе минеральных новообразований содержат более высокотемпературную, чем в околорудных березитах, амфибол-биотитовую ассоциацию, по которой подобные дайки идентифицируются.
Наряду с активным участием в магматогенно-флюидном процессе рудообразования базальтовых расплавов, на генерацию металлоносных растворов в очагах основной магмы указывают отвечающие мантийным меткам изотопные отношения серы сульфидов и углерода карбонатов руд и околорудных метасоматитов, а также контрастные аномалии определяющих петрохимическое своеобразие основных и ультраосновных расплавов фемофильных элементов (фосфора, титана, магния, железа, марганца) в околорудных березитах и метасоматитах даек-флюидопроводников, обнаруживаемые в ближнем обрамлении глубинных разломов. В сочетании с приуроченностью к обрамлению последних наиболее богатых золотых руд это подчеркивает рудоконтролирующую и раствороподводящую функцию глубинных разломов. Поступление фосфора и титана обеспечивается щелочным восстановленным режимом ранних порций металлоносных растворов, доказываемым в ряде случаев также явлениями массового растворения кварца и отложения карбонатов при образовании березитов. Инверсия режима в кислотный окислительный на околорудных уровнях сопровождается накоплением в породах и рудах титана (лейкоксен, рутил), фосфора (апатит), магния, железа, марганца (карбонаты). Если инверсия происходит на подрудных уровнях, аномалии фемофильных элементов в околорудном пространстве не образуются и они не фиксируются в некоторых золотых месторождениях.
Порционное поступление в области рудообразования металлоносных растворов доказывается многократным чередованием его с внедрением расплавов, повторяющимся в генерализованном виде от одного минерального комплекса к другому определенным порядком отложения минеральных ассоциаций на уровне минеральных классов (кварц - сульфиды - карбонаты), возрастанием температур образования ранних зарождений кварца каждого последующего минерального комплекса над температурами образования поздних зарождений кварца каждого предыдущего минерального комплекса в температурном диапазоне формирования руд 450...50°С.
Структура околорудных геохимических ореолов, статистические параметры распределения металлов в породах подчиняются порядку околорудной метасоматической зональности. На дальней периферии околорудных метасоматических ореолов и вне их породам свойственны субкларковые содержания золота и других металлов. В направлении к рудным телам по мере усиления метасоматических преобразований пород, содержания металлов, дисперсия их распределения возрастают и достигают максимальных значений в тыловой зоне ореолов, прямо коррелируемых со степенью металлоносности руд; Au/Ag - отношение увеличивается до значений, сопоставимых с таковыми в рудных телах, усиливаются корреляционные связи золота и серебра.
Перечисленные признаки указывают на образование метасоматических, геохимических ореолов (аномалий) и руд в рамках одних и тех же рудообразующих процессов, а в сочетании со всеми приведенными фактами - на внешние, скорее всего, мантийные источники металлов, в том числе золота.
Судя по обычному участию эпигенетической органики (керогена, битумоидов) в породах и рудах, углеводородов в газово-жидких включениях минералов руд, наиболее вероятные формы переноса металлов растворами из очагов их генерации - элементоорганические соединения и неорганические комплексы, разрушение которых и массовое образование рудно-минеральных комплексов происходит на физико-химических и термодинамических барьерах - уровнях смешения поднимающихся горячих металлоносных растворов с холодными метеорными водами глубоких горизонтов.
Обсуждаемая концепция, раскрывающая геологические, термодинамические и физико-химические условия образования мезотермальных золотых месторождений, в равной степени приложима к рудным полям, узлам и районам, образованным в кристаллическом субстрате и в толщах углеродистых сланцев осадочных бассейнов, независимо от возраста оруденения и его геологической позиции.
Обычно более крупные запасы, но сравнительно низкие содержания золота в месторождениях «сланцевого типа» обусловлены более высокой проницаемостью сланцев, вследствие чего металлоносные растворы рассредоточиваются в значительных объемах сланцевых толщ без возрастания в них концентрации металлов. Напротив, локальные разломы в кристаллическом слабопроницаемом субстрате не способны аккумулировать потоки поднимающихся растворов в крупных объемах, часть которых, вероятно, достигает поверхности и рассеивается. Однако аккумуляция повторяющихся во времени порций растворов в разломах способствует концентрированию золота в малых объемах рудовмещающих структур.
Из приведенных теоретических положений выведены прикладные следствия - тектонический, магматический, петрохимические, геохимические, изотопно-геохимические критерии, составляющие прогнозно-поисковый комплекс для золотого оруденения рассматриваемого типа.